Позавтракал с Рихардом Штраусом, который снова настроен воинственно, боюсь, что с тех пор, как его мальчик вернулся в армию. Он совершенно наивен, как и в денежных делах.
Вечером концерт Штрауса: «Уленшпигель», «Танец Саломеи», «Жизнь героя». Сегодня на концерте половину зала составляли французы, русские и англичане, так что одна половина зала имела право торпедировать другую.
Утром вернулись из Цюриха в Берн вместе со Штраусом. Штраус против немецкого стремления во что бы то ни стало добиться симпатий всего мира. «Победитель симпатичен», — говорит он.
Концерт Штрауса в Тонхалле: «Заратустра», «Дон Кихот» и «Бурлеск», очаровательно сыгранный Скапирой. «Бурлеск» — сильнейшее и уникальнейшее произведение Штрауса. Ни один другой композитор не писал ничего настолько необычного и изобретательного.
Вечером была премьера «АриадныАриадна на Наксосе — одноактная опера немецкого композитора Рихарда Штрауса на либретто, написанное Гуго фон Гофмансталем. В основу оперы лёг сюжет комедии «Мещанин во дворянстве» Мольера.» со Штраусом. Явный успех. Публика хлопала несколько минут. Йерица, которая в роли Ариадны несёт себя как королева, в жизни совершенная доярка. Лобковиц, однако, совершенно ей очарован.
Во второй половине дня со Штраусом ходили гулять и по музеям, а потом позавтракали. Он рассказал, что так возбудило его в фигуре КлитемнестрыПерсонаж древнегреческого эпоса. Супруга Агамемнона. Упомянута в «Илиаде» и «Одиссее». Одна из главных героинь в опере Штрауса «Электра». — её немузыкальность, её пустота — то, что она полностью потеряла ту часть себя, которая как-то звучит в человеке. И больше всего ему хотелось выразить эту немузыкальность при помощи музыкальных инструментов. До него нечто подобное попытался проделать только Вагнер.