Новый пост
Свободная
история
16 ноября 12:00 — 573 верста от Петрозаводска

Открытие Мурманской железной дороги

Церемония забивки последнего – серебряного – костыля самого северного в мире железнодорожного пути

Пойдут: Александр Трепов, Андрей Ренников, Александр Багратион-Мухранский

Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы

Счастлив доброму известию. Благодарю Вас, строителей, мастеровых и рабочих, за столь быстрое окончание первостепенной, государственной важности предприятия.

Русские инженеры и рабочие среди безмолвия северных пустынь выполнили повеление его величества императора России — выход к свободному морю. Проложили сплошной 1000-верстный рельсовый путь от Петрозаводска до порта Романова на незамерзающем мурманском берегу Северного океана, с небывалой в летописях железнодорожного строительства скоростью работая над сооружением этой самой северной на всем шаре дороги, в условиях труда, доселе не испытанных, преодолеть которые могли только русские люди, движимые в этом краю долгой полярной ночи горячей любовью к Родине, безграничным желанием помочь нашей доблестной армии, беззаветной преданностью своему царю. Счастлив порадовать Вас, государь, и Россию, что на 573-й версте от Петрозаводска мною сомкнута линия великого северного пути, выводящая Россию на искони русские земли, на простор свободного океана.

1/10
Группа участников стройки на пристани Кемь. Фотография Сергея Прокудина-Горского. 1915 год

Соблюдая свой летний пост (рамазан), магометане не едят до захода солнца и оказываются в трагическом положении в тех широтах, где солнце летом не заходит совсем. Голодовка магометан во время поста из-за незаходящего солнца заставила администрацию переводить их несколько южнее, где солнце закрывалось на некоторое время лесом или горами.

Государю Императору благоугодно осчастливить меня пожалованием звания статс-секретарь Его Императорского Величества. Столь высокой Монаршей милостью я обязан заслугам всех служащих, рабочих и мастеровых ведомства, причем среди общих неустанных трудов особенно выделяется деятельность тружеников, сооружающих с исключительным успехом Мурманскую железную дорогу. Читать далее

О значении Мурманской дороги для нашего экономического будущего министр путей сообщения Александр Трепов на возвратном пути из Романова говорил мне следующее:

Война принесла огромную пользу в смысле продвижения нашего на Север. Она дала нам завоевание Севера мирным порядком, присоединила к России богатейший край. До сих пор с сибирским хлебом дело обстояло так, что урожай ждал обыкновенно всю зиму на месте, так как осенью вывозить его было нельзя. Замерзающий Архангельский порт не давал возможности экспортировать хлеб сейчас же. Теперь же, имея и Архангельск, и Романов, мы получаем систему более гибкую, можем пользоваться преимуществами того и другого порта.

Большинство рабочих были уроженцами и жителями центральных губерний и о «море-океане» хранили смутные воспоминания из детских сказок. Когда же здесь эти рязанские и тамбовские мужики впервые увидели настоящее беспредельное море с живым чудовищем-пароходом, готовым поглотить их и везти в неизвестную страшную даль, то вспомнили о Боге, как всегда вспоминает о нем в тяжелую минуту русский народ. Целой толпой упали на колени и запели «Спаси Господи».

До сих пор на всем протяжении Мурманской дороги средняя плотность коренного населения на квадратную версту достигала всего 0,8 человека. Не имея за недостатком людей пастухов, крестьяне нередко отвозят свой скот на острова озер и там оставляют его, считая, что скот не разбежится. Но часто результаты получаются плачевные — от скота остаются обглоданные кости, а медведи в берлогах долго потом вспоминают счастливые моменты яркого прошлого.

Однако колонизация края быстро изменит тяжелые условия жизни. О том, что скотоводство могло бы прекрасно развиваться по линии дороги, свидетельствует хотя бы молочное хозяйство в Соловецком монастыре. Я ел там масло, приготовленное монахами, и думал, что сам финляндский сенат не отказался бы причислить его к лучшим сортам, вполне годным к вывозу в Швецию и дальше.

1/8
Водолазные работы на Мурманской железной дороге. 1916 год

Не только в смысле экспорта Мурманская дорога поможет нам в эксплуатации лесных богатств. Если в душе русского промышленника есть еще хоть капля творческого начала, если он не весь прогнил в спекулятивной российской клоаке, то целлюлоза, несомненно, в ближайшем времени будет у нас не финская и немецкая вальдгофовская, а своя собственная. Потому у нас сейчас и нет настоящей русской литературы, что все напечатанное черным по белому — иностранное: черное от американской сажи, а белое от финляндцев и немцев.

Затруднения с языком возникали c финнами, венграми и кавказцами из охраны. Венгры не понимают ни русского, ни немецкого языка. Кавказцы очень плохо понимают по-русски. Кроме того, много затруднений создают расовая вражда и религиозные различия. Военнопленные чехи не желают жить в одних бараках с немцами.

Мурманская железная дорога нужна и важна для России потому, что дает ей беспрепятственное и независимое от соседей сообщение со всем внешним миром, и являясь на территории России новым путем с Востока на Запад, создает ей в международной торговле могущественное положение, при котором ее неисчерпаемые естественные богатства получат свободный выход на мировые рынки.

Петроград-Мурманск: 1249 (1451 км)

Польза: в военное время — коммуникация с портом, свободным от льдов; в мирное время — заселение и транпортировка (рожь, скот, леса) по всей протяженности. Искусные работы: деревянные, тот же мост на Кемь, у которого 10 пролетов. Работы очень хорошо и быстро сделанные (более 1000 мостов). Читать далее

В этот день:

Сегодня день рождения у Александр Колчак и Николай Авксентьев
-4
В Петрограде
-8
В Москве
Индексы
22
Мясо парное
(1 сорт, пуд)
25
Лён отборный
(пуд)
2.35
Зерно
(пуд)
144
Валюта
(10 фунтов стерлингов)