Что делать?
В заключение вознесем благодарение Господу Богу за ту благодатную помощь, которую он оказал нам, что мы могли собраться на Собор и достаточно поработали. Сегодня исполнилось почти 4 месяца, как мы собрались. За это время мы много сделали, но еще больше работы впереди. Многие Отделы изготовили и еще должны приготовить массу докладов, о чем ныне вам докладывалось на Соборе. Все это ожидает Соборного рассмотрения и утверждения. Уповаю, что Бог не оставит нас своею помощью и в дальнейшей нашей работе.
Позвольте пожелать нам благополучного пути, встретить праздники и Новый Год в здоровье, мире и благоденствии и с новыми силами явиться вновь на занятия 20 января 1918 года.
К вопросу о печалованииПечалование — право высших или особо уважаемых духовных лиц ходатайствовать перед государством за осужденных или опальных. перед сегодняшним правительством
Помилования можно просить перед государем, печаловаться можно перед друзьями, но правительство может быть и врагом Церкви. Предоставьте Патриарху как представителю перед государственной властью делать выступления тогда, когда он найдет нужным. Перед таким же правительством, как настоящее, не печаловаться надо, а можно только предъявлять требования.
Облачения, бывшие на Святейшем Патриархе, а также священные предметы, возложенные на него и носимые им за богослужением в сей день.
Мы вступаем, может быть, в полосу гонений, когда Патриарх может быть даже ввергнут в заключение, враги Церкви могут арестовать последовательно всех председателей. Это надо иметь в виду. В случае ареста Патриарха вся полнота власти должна перейти к его заместителю. Поэтому-то я и предлагаю, чтобы был местоблюститель, потом старший митрополит, архиепископ и епископ.
России готовится новое испытание, самое тяжелое из всех испытаний, которое собор не может пройти молчанием. Люди, назвавшие себя Русским Правительством, вошли в сношения с германцами относительно сепаратного мира и тем самым от лица Русского народа изменили союзникам. Если союзники не выступали до сих пор против нас войной, то потому, что надеялись, что это так называемое правительство — неправомочно, что оно не выражает воли Русского народа и что Русский народ не захочет изменить своим союзникам. Если же они убедятся, что это правительство есть выразитель воли России, то последствием этого будет полный раздел России: часть отойдет к Японии, часть к Америке, часть Англии и Франции, а остальное будет отдано на съедение немцам. Читать далее
Церковь по внутреннему закону своего бытия не может отказаться от призвания просветлять, преображать всю жизнь человечества, пронизывать ее своими лучами. В частности, и государственность она ищет исполнять своим духом, претворять ее по своему образу… И ныне, когда волею Провидения рушилось в России царское самодержавие, а на замену его идут новые государственные формы, православная Церковь не имеет суждения об этих формах со стороны их политической целесообразности, но она неизменно стоит на таком понимании власти, по которому всякая власть должна быть христианским служением.
Принято положение, в силу коего Православная Церковь в России должна быть в союзе с Государством, но под условием своего свободного внутренного самоопределения.
Церковь не должна отделяться от государства, пользуясь от него разными услугами и особенно бюджетом. Но очевидно, что пользоваться услугами без тех или иных условий нельзя. Если Государство дает Церкви бюджетное содержание или вспомоществование, то отсюда следует, что деятельность Церкви не должна быть противна государственным законам.
Государство признает брак православного с магометанкой и тем самым будто бы отменяет у Церкви ее закон, в силу которого данный брак не признается. Но, признав такой брак законным, Государство может этим установить здесь только свою точку зрения, а заставить Церковь признать такой брак оно не может. Читать далее
В Храме Христа Спасителя совершено было соборное моление об упокоении всех без различия павших жертвами народного волнения последних дней.
До членов Собора доносятся возмущающие душу и сердце вести о том, что в Москве и разных концах России юнкерам и другим беззащитным людям угрожает со стороны вооруженной толпы самосуд и иные виды насилия и кровавой расправы. Священный Собор во всеуслышание заявляет: довольно братской крови, довольно злобы и мести. Мести не должно быть нигде и никогда; тем более она недопустима над теми, кто, не будучи враждующей стороной, творил лишь волю их посылавших. Читать далее
Члены Собора разъезжаются. Экономическое положение г. Москвы, а в ней и Собора, с каждым днем ухудшается. Быть может, близок день, когда Церковный Собор будет лишен возможности получать какие бы ни было пищевые продукты и вследствие сего прекратит свои труды, не решив даже основных первостепенных своих задачи относительно высшего управления, епархиального управления и положений о приходе. Быть может, и политическое положение переживаемого момента заставит Собор внезапно прекратить работы. Читать далее
Для тех, кто видит единственное основание своей власти в насилии одного сословия над всем народом, не существует родины и ее святыни. Они становятся изменниками Родины, которые чинят неслыханное предательство России и верных союзников наших. Но, к нашему несчастью, доселе не родилось еще власти воистину народной, достойной получить благословение Церкви Православной. И не явится ее на Русской земле, пока со скорбною молитвою и слезным покаянием не обратимся мы к Тому, без Кого всуе трудятся зиждущие град. Читать далее
Молиться нужно за всех, но когда речь идет о публичной молитве, нужно позаботиться, чтобы молитва не была насилием по отношению к тем, над кем она совершается, и по отношению к их родственникам, и не имела характера демонстрации.
Относительно студентов сомнений нет, и мы должны ответить положительно на их призыв. Что касается большевиков, то нужно узнать, как отнесутся к молитве на их могиле их ближние — желают они молитвы или нет. Над могилой Л.Толстого молитва была бы насилием. Митрополит Платонмитрополит Тифлисский и Бакинский взялся выяснить, желают ли их ближние или нет нашей молитвы. Читать далее