Смейся, паяц!
Московская ежедневная театральная газета.
Сверх ожидания и вопроки тепершнему «положению вещей», Новый год встречали оживленно, весело и шумно. Новогодняя встреча на этот раз перешла в другую плоскость: из первоклассных ресторанов в театры-кабаре. И везде было полно. У Зона, у Южного, в «Новом театре», у «Всех чертей», в «Подполье», в «Мозаике». Конферансье просто из сил выбивались, чтобы «создать настроение». И им это удавалось. Никогда, кажется, так «в поте лица» не работали Орешков и Южный, как в этот вечер. «Летучая мышь» в новогодный вечер превратилась в «первобытное состояние»: убрала стулья и воздвигла свои прежние столы. И побила рекорд входной платы: 50 рублей… Читать далее
В Камерном театре с несомненным успехом прошел «Король-Арлекин» — «представление в масках» Лотара. Эта занимательная и острая вещь дает превосходный материал для исполнителей. В ней много парадоксального, но история Арлекина, который игрой судьбы стал королем, рассказана увлекательно. Несмоненно, однако, что на пьесе есть налет того неглубокого эстетитзма, марка которого стоит на всех изделиях мюнхенской фабрикации «стиль-модерн», где настоящпая мудрость заменена красивыми словами, дешевая аллегирия выдается за подлинную символику. Читать далее
Теперь уже можно смело сказать, что после пережитых волнений Москва вернулась к театру. Потекла широкой волной, несмотря на отсутствие ночного трамвая, и жизнь, которую теперь чувствуешь на некоторых столичных улицах. В Большом, Малом и Художественном — сборы переполненные, а по утрам у предварительных касс — хвосты. Хорошо работают и остальные театры — Корш, Театр рабочих депутатов. Слабее в опереттах типа миниатюр. Но и тут сборы с каждым днем все улулучшаются. Театр «тянет» сейчас больше, чем когда-либо. Ибо только в театре хоть на короткий срок отрешишься от современного кошмара. От всего того ужаса, о котором каждый день сообщают газетные страницы. Искусство дает забвение, примиряет и успокаивает.
Поразительный факт: в то время, когда театры пустуют, — оба цирка делают очень хорошие дела, и на сборы пожаловаться не могут. Вот и разберитесь в психологии публики.
Когда погибал «Титаник», гибнущие люди пели гимн «Ближе к Богу». Когда гибнет Россия, когда расстреляна Москва, открывается кабаре «Ко всем чертям». Когда во Франции террор развалил всю страну, рубил головы, как кочаны капусты, раздавалось вызывающее «это пройдет». Когда наполеоновские войска вступали в завоеванную Венецию, сдавшееся правительство из окон палаццо дожей смотрело на опрокинутого на площади св. Марка крылатого льва и на костер, на котором сжигали золотую книгу, и разнузданные вакханки революции плясали бешеную карманьолу. Разве это не было своего рода «ко всем чертям»? Читать далее
Вот характеристика того, как обставили большевики дело получения гражданами своих собственных денег. Директор одного из театров миниатюр, составив предварительно список всех лиц, кому ему надо платить, отправился за деньгами в Государственный банк. Требование было на 29 тысяч.
Список был представлен на утверждение «контролера», поставленного Военно-революционным комитетом. Тот стал просматривать.
— Это что? — ткнул он пальцем в фамилии одного популярного «миниатюр-артиста». — Какая сумма подлежит к выдаче этому господину?
— Как видите, три тысячи.
— Такого буржуйного вознаграждения труда мы признать не можем. Теперь не те времена-с.
Читать далее
Вандалы побывали и в Большом театре, и в доме Щепкина. В Большом тетре разграблена гардеробная, похищено много ценных костюмов. Подсчет похищенному ведется. Яркая картина вандализма развертывается в уборных Малого театра. Полный разром. Взломаны столы, опустошены гримировальные ящики. На что нужен был вандалам грим? Он им и не нужен был. Они, например, хватали пачки гримировальных карандашей, бросали их на пол и растаптывали сапогами. Вандалы снимали с себя всю свою одежду и тут же переодевались в платье артистов. И в суматохе и спешке позабыли вынуть из карманов своей одежды документы. Эти документы дадут нам теперь возможность разыскать похитителей.
Когда откроют свои двери государственные театры? Говорят, не раньше чем через неделю. Надо все вычистить, привести в порядок. Надо унитожить все следы вандализма.
«То общее сочувствие и сожаление — говорил нам руководитель Камерного театра А. Я. Таиров — которое было проявлено зрителями и прессой по поводу закрытия Камерного театра в прошлом сезоне, придало силу и бодрость группе людей, создавшей Камерный театр, приложить вcе усилия к его возрождению. Для нас внутренне необходимо продолжать нашу работу, особенно сейчас, в период общей разрухи и распада культурных ценностей. Читать далее
Приходится писать некролог оркестру Кусевицкого. Так кончаются у нас все начинания, связанные с культурой, с желанием культуры. Оркестр Кусевицкого был одним из крупнейших культурных начинаний. Этот оркестр был лишь одним из звеньев того огромного плана, который лелеялся Кусевицким. Он, как всякий художник, был немного Дон-Кихотом — мечтателем без удержу и идеалистом в искусстве. Он хотел создать ряд художественных учреждений, музыкальную академию, «храм искусств», где были бы залы для выставок, залы для концертов и т.д. Конечно, даже его огромных личных средств не хватило бы на это, но он думал привлечь иные. При прежнем строе ему это не удалось, так велика была инертность всего общества. А при новом?..
А при новом и то, что ему удалось, пришлось распустить. Будем надеяться, что временно. Тут замешалась война, вырвавшая из его оркестра ряды лучших артистов, тут замешалась экономика, которая властно потребовала увеличения бюджета оркестра, на что он уже не мог идти как частное лицо. И без того оркестр стоил ему около 100 000 рублей ежегодно. Никакое меценатство не может выдержать таких сумм.
Москва славилась всегда изяществом и стильностью фасадов домов. Пройти вечером по обезлюденным Петровке, Кузнецкому мосту, Мясницкой — было большим эстетическим удовольствием. Когда стихал дневной шум столицы и когда внимание не рассеивалось грохотом автомобилей — глаз невольно очаровывался красотой и выдержанностью архитектурных линий.Теперь фасады домов сплошь обезображены обрывками бумаг. Лепят повсюду афиши о спектаклях и концертах, плакаты от электротеатров. Обдирают наполовину афишу концерта, рядом с нею лепят свою. Бумаги расходуется масса. Вид домов становится безобразным. И при всем том невольный вопрос: достигается ли этим какая-нибудь коммерческая цель? Сомнительно…
В одной из петроградских газет читаю театральные объявления: «В разных постелях», «Радий в чужой постели», «Парные кровати». Удивительно постельный репертуар! И, очевидно, не наводящий на мысли о сне, а, наоборот, подстрекающий к бодрствованию.