Новый пост
ENGLISH
1917 закончился Переключайтесь на «Карту истории»
Свободная
история
01.11.16 02.11.16 03.11.16 04.11.16 05.11.16 06.11.16 07.11.16 08.11.16 09.11.16 10.11.16 11.11.16 12.11.16 13.11.16 14.11.16 15.11.16 16.11.16 17.11.16 18.11.16 19.11.16 20.11.16 21.11.16 22.11.16 23.11.16 24.11.16 25.11.16 26.11.16 27.11.16 28.11.16 29.11.16 30.11.16 01.12.16 02.12.16 03.12.16 04.12.16 05.12.16 06.12.16 07.12.16 08.12.16 09.12.16 10.12.16 11.12.16 12.12.16 13.12.16 14.12.16 15.12.16 16.12.16 17.12.16 18.12.16 19.12.16 20.12.16 21.12.16 22.12.16 23.12.16 24.12.16 25.12.16 26.12.16 27.12.16 28.12.16 29.12.16 30.12.16 31.12.16 01.01.17 02.01.17 03.01.17 04.01.17 05.01.17 06.01.17 07.01.17 08.01.17 09.01.17 10.01.17 11.01.17 12.01.17 13.01.17 14.01.17 15.01.17 16.01.17 17.01.17 18.01.17 19.01.17 20.01.17 21.01.17 22.01.17 23.01.17 24.01.17 25.01.17 26.01.17 27.01.17 28.01.17 29.01.17 30.01.17 31.01.17 01.02.17 02.02.17 03.02.17 04.02.17 05.02.17 06.02.17 07.02.17 08.02.17 09.02.17 10.02.17 11.02.17 12.02.17 13.02.17 14.02.17 15.02.17 16.02.17 17.02.17 18.02.17 19.02.17 20.02.17 21.02.17 22.02.17 23.02.17 24.02.17 25.02.17 26.02.17 27.02.17 28.02.17 01.03.17 02.03.17 03.03.17 04.03.17 05.03.17 06.03.17 07.03.17 08.03.17 09.03.17 10.03.17 11.03.17 12.03.17 13.03.17 14.03.17 15.03.17 16.03.17 17.03.17 18.03.17 19.03.17 20.03.17 21.03.17 22.03.17 23.03.17 24.03.17 25.03.17 26.03.17 27.03.17 28.03.17 29.03.17 30.03.17 31.03.17 01.04.17 02.04.17 03.04.17 04.04.17 05.04.17 06.04.17 07.04.17 08.04.17 09.04.17 10.04.17 11.04.17 12.04.17 13.04.17 14.04.17 15.04.17 16.04.17 17.04.17 18.04.17 19.04.17 20.04.17 21.04.17 22.04.17 23.04.17 24.04.17 25.04.17 26.04.17 27.04.17 28.04.17 29.04.17 30.04.17 01.05.17 02.05.17 03.05.17 04.05.17 05.05.17 06.05.17 07.05.17 08.05.17 09.05.17 10.05.17 11.05.17 12.05.17 13.05.17 14.05.17 15.05.17 16.05.17 17.05.17 18.05.17 19.05.17 20.05.17 21.05.17 22.05.17 23.05.17 24.05.17 25.05.17 26.05.17 27.05.17 28.05.17 29.05.17 30.05.17 31.05.17 01.06.17 02.06.17 03.06.17 04.06.17 05.06.17 06.06.17 07.06.17 08.06.17 09.06.17 10.06.17 11.06.17 12.06.17 13.06.17 14.06.17 15.06.17 16.06.17 17.06.17 18.06.17 19.06.17 20.06.17 21.06.17 22.06.17 23.06.17 24.06.17 25.06.17 26.06.17 27.06.17 28.06.17 29.06.17 30.06.17 01.07.17 02.07.17 03.07.17 04.07.17 05.07.17 06.07.17 07.07.17 08.07.17 09.07.17 10.07.17 11.07.17 12.07.17 13.07.17 14.07.17 15.07.17 16.07.17 17.07.17 18.07.17 19.07.17 20.07.17 21.07.17 22.07.17 23.07.17 24.07.17 25.07.17 26.07.17 27.07.17 28.07.17 29.07.17 30.07.17 31.07.17 01.08.17 02.08.17 03.08.17 04.08.17 05.08.17 06.08.17 07.08.17 08.08.17 09.08.17 10.08.17 11.08.17 12.08.17 13.08.17 14.08.17 15.08.17 16.08.17 17.08.17 18.08.17 19.08.17 20.08.17 21.08.17 22.08.17 23.08.17 24.08.17 25.08.17 26.08.17 27.08.17 28.08.17 29.08.17 30.08.17 31.08.17 01.09.17 02.09.17 03.09.17 04.09.17 05.09.17 06.09.17 07.09.17 08.09.17 09.09.17 10.09.17 11.09.17 12.09.17 13.09.17 14.09.17 15.09.17 16.09.17 17.09.17 18.09.17 19.09.17 20.09.17 21.09.17 22.09.17 23.09.17 24.09.17 25.09.17 26.09.17 27.09.17 28.09.17 29.09.17 30.09.17 01.10.17 02.10.17 03.10.17 04.10.17 05.10.17 06.10.17 07.10.17 08.10.17 09.10.17 10.10.17 11.10.17 12.10.17 13.10.17 14.10.17 15.10.17 16.10.17 17.10.17 18.10.17 19.10.17 20.10.17 21.10.17 22.10.17 23.10.17 24.10.17 25.10.17 26.10.17 27.10.17 28.10.17 29.10.17 30.10.17 31.10.17 01.11.17 02.11.17 03.11.17 04.11.17 05.11.17 06.11.17 07.11.17 08.11.17 09.11.17 10.11.17 11.11.17 12.11.17 13.11.17 14.11.17 15.11.17 16.11.17 17.11.17 18.11.17 19.11.17 20.11.17 21.11.17 22.11.17 23.11.17 24.11.17 25.11.17 26.11.17 27.11.17 28.11.17 29.11.17 30.11.17 01.12.17 02.12.17 03.12.17 04.12.17 05.12.17 06.12.17 07.12.17 08.12.17 09.12.17 10.12.17 11.12.17 12.12.17 13.12.17 14.12.17 15.12.17 16.12.17 17.12.17 18.12.17 19.12.17 20.12.17 21.12.17 22.12.17 23.12.17 24.12.17 25.12.17 26.12.17 27.12.17 28.12.17 29.12.17 30.12.17 31.12.17 01.01.18 02.01.18 03.01.18 04.01.18 05.01.18 06.01.18 07.01.18 08.01.18 09.01.18 10.01.18 11.01.18 12.01.18 13.01.18 14.01.18 15.01.18 16.01.18 17.01.18 18.01.18 19.01.18 20.01.18 21.01.18 22.01.18 23.01.18 24.01.18 25.01.18 26.01.18 27.01.18 28.01.18 29.01.18
Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы.
Проект начинается 14 ноября 1916 и заканчивается 18 января 1918.

Воскресший, как феникс из пепла, Камерный театр начал новую свою жизнь постановкой «Саломеи» Оскара Уайльда. Перед началом спектакля Таиров произнес небольшое приветственное слово по адресу друзей театра.
Впрочем, я не знаю, точно ли употреблено здесь выражение «приветственное слово», ибо в том, что сказал Таиров, звучали довольно явственно нотки некоего полемического задора, старательно, однако, задрапированного в банальные формы «сладких слов».
Приветствуя друзей, которые оказали театру своим сочувствием моральную поддержку, Таиров не удержался от презрительной аттестации остальной и, увы, кажется, большей части публики, являющейся, по выражению Таирова, «кротами», заранее скептически настроенными и раздраженными.
Так как я в качестве рецензента неоднократно критиковал постановки Камерного театра и суждения мои, очевидно, относятся к разряду «кротовых», — то вряд ли имел я право, слушая «приветствие» г. Таирова, отнести себя к числу друзей Камерного театра.
В том, что театр делает, ставя «Саломею», — я усматриваю черты бесплодного эстетизма.
О, я знаю, в нем повинен, прежде всего, сам Уайльд, а театр оказался лишь блестящим осуществителем его заданий. Да, я должен прямо заявить, что Камерный театр в лице Экстер — автора декораций и эскизов костюмов, Таирова — режиссера спектакля, почти идеально разрешили тот парадокс, который поставил Уайльд своей «Саломеей».
И совершенно отвечает тону и стилю Уайльда эта ирреальная трактовка трагедии. Гримы и костюмы, освещения и планировка — словом, все внешнее, из чего слагается представление, — все это великолепно выражало «душу» «Саломеи» — душу идеальную, декадентскую, сказал бы я…
Да, конечно, ее нельзя проявить постановкой в манере Бердслея, для этого она слишком извилиста, слишком мучительна. Это кошмар, который можно трактовать едва ли не по Вейнингеру, ибо кто же эта истерическая дочь Ирода, как не «абсолютная» — идеальная женщина!..
И, конечно, театр имел достаточные основания всю трагедию Саломеи понять как трагедию девственности, опаленной огнем желания, желания неудовлетворенного, встретившего героическое сопротивление в слепом и страстном фанатизме Иоканаана!.. И этот кошмар, освещенный зловеще-красной луной, коварной луной, принимающей облик то девственницы, как кажется она Саломее, то пьяной истерички, обнаженной и распутной, как рисуется она развратному Ироду, — этот кошмар, отравленный ядом похоти и прелести словесной красоты (Уайльд здесь поднимается, поистине, на высоту доступную лучшим художникам слова в смысле музыкальной инструментовки), кошмар во внутренней своей ценности ничтожной, ибо лишь в проблеме пола разрешается здесь трагедия глашатая Христа! — этот кошмар на сцене Камерного театра нашел те самые краски, которые были на словесной палитре у этого мастера парадоксов!..
Но вглядываясь в очертания этого воплощенного кошмара, принимающего то красно-кровавую, то зловеще-черную окраску, я ни на минуту не мог отрешиться от чувства отчужденности, которое владело мною. Мне казалось скучным это представление, и не потому только, что был несколько затянут ритм спектакля. Думалось мне о той внутренней бесплодности, которая таится в этом блестящем, но выдуманном парадоксе, в этой чисто головной его сексуальности. Здесь не трагедия пола как стихии, а как проявления истерии, как его выражение. В этом-то смысле и был Уайльд идеальным упадочником. И понял я еще одно: пора декадентства изжита окончательно. «Саломея», приводившая в трепет в 1906-8 годах, теперь кажется холодной, красивой, занимательной, но не больше.
Впрочем, этому впечатлению весьма способствовала г-жа Коонен, у которой нет ни настоящего «излома декадентства» (есть такие актрисы!), ни настоящего трагического темперамента. Даже «танец семи покрывал», который приводит в трепет Ирода, прошел без подъема. Г-жа Коонен довольно искусно восприняла внешнюю манеру «декадентствующей» — в голове, в жестах, в движениях, но души во всем это я не вижу, и ее Саломея меня не волнует.
«Главное в театре есть, конечно, актер. Это трюизм, который излишне доказывать», — сказал Таиров.
Что же? Спектакль «Саломея», где из всех участников я могу отметить с известными оговорками лишь г. Церетелли — Иоканаана да г. Губоковского — Тигеллина — это подтвердил блестяще. В том смысл, что для Камерного театра не настало еще время, когда этот «трюизм» не потребует доказательства.

✍    Также в этот день

Сделалась оттепель, и день простоял ясный, совершенно весенний. Начал читать «La Reine Margot«Королева Марго» — исторический роман Александра Дюма.». Татищеву опять нездоровилось; после завтрака он ушёл к себе и залёг.

Резолюция ЦК берет курс на «В.В.»: «вооруженное восстание неизбежно и вполне назрело». ЦК предписывает всем организациям готовиться. Заседание закрыто. В окна глядит рассвет. Напряжение сразу спадает. Ощущается голод. Несут горячий самовар, сыр и колбасу… Еще спорят, но уже среди шуток и дружеского подтрунивания.

Канатная танцовщицапремьер-министр опять проплясала на канате в Совете Республики, вызывая аплодисменты. Пущены были идеализм и чувствительность, и успех был обеспечен. Трезвые и дельные указания в речи ген. АлексееваНачальник штаба Верховного главнокомандующего, с 24 марта 1917 года - Верховный главнокомандующий, по‑видимому, прозвучали понапрасну. Мечты о «добровольной» дисциплине солдат, сознательно идущих в бой, конечно, вздорные мечты. Может быть, это будет лет через сто, а теперь говорить об этом рано.

Вчера состоялось второе заседание Совета Республики. Опять речи Керенскогопремьер-министр, Верховскоговоенный министр Временного правительства, Вердеревского, АлексееваНачальник штаба Верховного главнокомандующего, с 24 марта 1917 года - Верховный главнокомандующий, Мартовалидер меньшевиков-интернационалистов и др. А по поводу их длинных и похожих на сказанные в других бесчисленных заседаниях речей — длинные и тоже не нового содержания газетные статьи. Так вот и проводим время. Они говорят, а мы читаем, немец же все напирает. Читать далее

статья

Переоценивать силы крайне вредно

Сегодня телеграмма о ЮрьевеСовр. Тарту (Эстония). в связи с эвакуацией университета и Ветеринарного института. От ГрабаряОрдинарный профессор Юрьевского университета, магистр международного права, попечитель Рижского учебного округа телеграмма, что он не мог попасть в поезд, захваченный солдатами. Очевидно, пани­ка. Кo мне ворвалась пожилая дама — г-жа Зак — которая от име­ни Яроцкого и др. предупреждает, что эстонцы хотят сохранить Юрьевский университет и институт и действуют на военные власти, что тут предательство. Я ей объяснял, что мы это слышали, но что она должна обратиться к военным властям или Керенскому, что эвакуацией распоряжается не М. Н. П.Министерство народного просвещения. От Черемисоваглавнокомандующий армиями Северного фронта на наш запрос телеграмма: университету и институту опасности нет.

2-й Гвардейский корпус со страшными грабежами, предавая все помещичьи усадьбы огню и мечу, прошел с фронта через всю Подольскую губернию. Известия о массовых бесчинствах, совершаемых частями, входящими в состав этого корпуса, я не знаю, каким образом, доходили до сведения моих полков, и главное, что их прельщало в этих сведениях, это грабежи винокуренных заводов. На мое несчастье, корпус занимал район, где заводское производство спирта процветало. Когда командиры частей доложили мне, что в некоторых частях есть брожение на почве стремления разгромить подобный завод, я, желая предупредить безобразие, приказал выпустить спирт. Делалось это с ведома командующего армией. Но тут-то и началось безобразие: когда спирт выпускался, безразлично куда, в реку ли, в навозную ли кучу, все местное население бросалось с ведрами и умудрялось доставать спирт, но в каком виде! Впрочем, для них это было безразлично. Ставились караулы, но редкий из них был на высоте положения. Читать далее

Нередко я видел трясущуюся фигуру какого-нибудь воришки, с бледным лицом, в разорванной в клочья одежде, с кровью на разбитом лице, а вокруг — люди, со звериной злобой стремящиеся нанести еще удар. Пять, десять минут толпа неистовствует и топчется на месте. Затем, тяжело дыша и не глядя друг на друга, люди возвращаются на свои места, и трамвай, позванивая, продолжает свой путь. Если кто-нибудь решался оглянуться, то видел посреди улицы кровавую массу, которая уже ничем не напоминала человеческое существо. Читать далее

В связи с сообщением делегация 33 корпуса сообщила об обращениях к ним на фронте германских солдат с просьбой осведомить их о положении дел в России, т.к. немецкие газеты очень мало дают материала о русской революции и, следя за развитием революционного движения в России, немецкие солдаты не знают ничего об истинном положении дел.

Петроградский Исполнительный комитет постановил передать просьбу делегации снабжать 33 корпус газетами и сведениями для распространения в германских окопах и, по возможности, давать эти сведения на немецком и польском языках Литературно-издательской коллегии.

Открытое письмо к немецкой демократии

Товарищи — пролетарии! Бросьте воевать. Воевать не хорошо. Не слушайтесь вашего императора. Помните, что он буржуй и контрреволюционер! Учредите выборные комитеты, и не слушайтесь их.

Товарищи! Не идите вперед. Отступайте. Идите обратно в Берлин. Устраивайте митинги. Помните, что участие в самом большом митинге безопаснее участия в самом маленьком бою. Кушайте семечки.

Товарищи!

Если вы вовремя не одумаетесь и будете продолжать упорствовать в вашем империалистически-монархическом заблуждении, на вас обрушится гнев интернационально-демократического пролетариата. Помните, что красная гвардия сдается, но не умирает. Читать далее

И злость, и грусть, и смех. Генеральный секретариат Украины — это высшая местная власть. Это всем, кто читает газеты, известно. Но всем, кто и читает их, и не читает, известно и то, что способов проявления этой власти пока еще очень мало. Господа Кириенки радуются этому, смеются, стараются на основе этого закопать тот фундамент, который с таким трудом, камень за камнем, мы закладываем. Нетерпеливые «свои» требуют, чтобы мы взяли «власть в свои руки». Но что это значит, кому должна принадлежать эта власть, они и сами не понимают. Жадность, жадность получить власть необыкновенная. Однако чувство голода по государственной системе заканчивается от нетерпения. Я не завидую себе: меня просто перемалывают в ступе самых разных требований, буквально каждый, кто только может держать в руке толкач, берет и делает это. Даже дети, которые еще не научились держать в руках толкач, и те бьют. Правда, дети больше всего и достают. Дети да старенькие политики, у которых руки трясутся. Читать далее

Читая 88 современных стих-ний, избранных ГиппиусПоэтесса, написал критическую заметочку, считаю ее удачною и очень хочу напечатать где-либо. Хотя в успехе этого желания весьма сомневаюсь: в ней много не злой, конечно, иронии по отношению к «авто­ритетной собирательнице».

За эти дни общие дела не изменились ни к лучшему, ни к худшему. Больших успехов немцы не сделали, но высадились на уголке Эстляндии и заняли весь архипелаг к югу от Финского залива, приобретя базу для будущих действий против Петрограда. Все это делается — по верному выражению г. Керенского — «не их силой, а нашим бессильем» (речь Керенского в предпарламенте). По-видимому, эвакуация Петрограда превратится и в эвакуацию Москвы. Идиоты-заправилы желают [?] эвакуировать корпуса и институты — опять за все отвечает шайка. Развилась забастовка больничных служащих, коснувшаяся и университетских клиник; требуют отставки Временного правительства и ректора Мензбира(!). 

Мистер Крил сообщил мне, что вы скоро уезжаете в Россию. В нашем вчерашнем разговоре я постарался четко выразить свои взгляды относительно характера и степени проявления нашего интереса в российской борьбе, и я уверен, что вы будете руководствоваться ими во всем, что вы говорите и делаете. Читать далее