По всей стране впервые проходит День русского актера, организованный Русским театральным обществом для сбора средств на развитие театра и поддержку нуждающихся актеров
Пойдут: Федор Шаляпин, Константин Станиславский, Алиса Коонен, Михаил Ипполитов-Иванов
Счастье я испытываю сегодня, видя, как хотя бы небольшая группа людей без различия рангов, состояний и вероисповеданий ласково смотрят друг другу в глаза и с любовью обнимаются. Это так редко, к сожалению. Да здравствует сердечный русский актер на многие годы, навсегда! Ура!
ИРТО предстательствует перед административными и общественными учреждениями о нуждах театра и его деятелей; содействует сценическим деятелям в получении ангажементов, разрешает профессиональные недоразумения, приходит на помощь безработным сценическим деятелям путем организации товарищеских предприятий, субсидируемых обществом, содержит в Петрограде убежище для престарелых артистов, положило начало московскому убежищу для изувеченных на войне артистов-воинов, выдает пенсии потерявшим трудоспособность, дает образование детям многих сценических деятелей в различных городах России и с этой же целью содержит в Петрограде собственный приют и пансион; оказывает широкую помощь сценическим деятелям, призванным на войну, поддерживает их семьи, учредив для этой цели особый военный фонд; оказывает юридическую и медицинскую помощь, основывает собственную санаторию в Ессентуках, выдает пособия и ссуды, предоставляет нуждающимся бесплатные и удешевленные обеды.
Максим Горький, «На дне». Сцены в 4-х действиях
В ролях: Бурджалов, Шевченко, Соловьева, Книппер, Качалов, Лужский, Массалитинов. Москвин, Вишневский и др.
К грязной ночлежке тянутся погибшие существования. Мир не хочет их, но и они его не желают, презирают его. Таков Сатин, знавший лучшие дни, богато одаренная натура. Таков и Пепел, таков Алешка. Но есть и другие, жалеющие о прежнем. Это барон, актер. В этот мир вошло новое лицо. Это Лука, странник, лучом чистого света вошел он в ночлежку. А в ней разыгрывается драма на почве любви. В результате — убийство. Потерявшая хозяина ночлежка потеряла и Луку. И посерело в ночлежке все без него: все снова стали бывшими людьми.
Опера Михаила Ипполитова-Иванова «Оле из Нордланда» с участием Антонины Неждановой и Игнатия Дыгаса и балетное отделение «Танцы народов» из восьми номеров
Молодой красавец-рыбак Оле и очаровательная Герда страстно любят друг друга, но они оба так бедны, что создать самостоятельную жизнь не в состоянии. Оле отправляется в море, Герда решает в отсутствие жениха послужить в гостинице Иоганна, чтобы сколотить себе кое-что на приданое. Калека Иоганн, с детства мечтавший о Герде, предлагает ей все свое состояние ради ее руки. Герда отказывает ему, заявляя, что любит Оле. Взбешенный отказом Иоганн клянется, что не отдаст любимой девушки. Оле возвращается и, встретившись с Иоганном, зло вышучивает его физические недостатки. Иоганн решает жестоко отомстить. Накануне свадьбы Оле с Гердой между Иоганном и женихом происходит поединок на ножах. Иоганн смертельно ранит Оле, который умирает с именем любимой на холодеющих устах.
Театральным обществом получены из разных городов сообщения о согласии почти всех антрепренеров в день «Русского актера» пожертвовать весь валовой сбор на нужды, связанные с войной.
Касса ИРТО — Б. Никитская, 19. т. 2-04-01.
Продажа билетов во все частные театры, на концерты, лекции, гастроли, в цирки. Принимаются заказы по телефону. Доставка на дом.
Михаил Арцыбашев, «Враги». Участвуют Грузинский, Волохова, Васильева, Рудницкий, Старковский, Янушева и др.
В семью старого профессора приезжают его долголетний друг Карнович с дочерью Валерией и гвардейский ротмистр Занковский. Последний влюбляется в жену сына профессора Павла, Ирину. Муж дочери профессора Петр увлечен Валерией. В семье профессора возникает вражда. Враги все: сам профессор и его жена — на почве мелких дрязг, враг мужа Ирины — Занковский, и враг всем —Карнович, противник всяких уз вообще и брачных в особенности. Путаница отношений на почве «перемены сердечных симпатий» устраняется в конце концов, но вражда не испарилась, и близкие люди остаются врагами.
Пантомима «Покрывало Пьеретты» на музыку Эрнста фон Донаньи, в заглавной роли — Алиса Коонен. Также участвуют господа Вермель, Соколов, Чабров и др.
Пьеро покинут. Тяжелая душевная тревога сменяется тупым оцепенением, из которого грубым толчком выводит его приход друзей. Друзья уходят. Появляется Пьеретта. Пьеро падает ниц, но Пьеретта принесла с собой яд. Вместе с возлюбленным она поднимает кубок с ядом, но Пьеро пьет его один и умирает один. Читать далее
Бюджет общества сводится со значительным дефицитом: смета этого года указывает на 60 тысяч! Совет общества рассчитывает, что сборы со спектаклей, частные пожертвования и кружечный сбор составят сумму, достаточную для покрытия дефицита. В этом поможет публика. Если ей дороги интересы театра, если она любит его деятелей, — она откликнется на призыв общества и в День русского актера на деле докажет свою привязанность к театру. Москва — сердце театральной России. Пусть же отзовется это сердце!
Шаляпин пожертвовал Дню русского актера 1000 рублей, кроме него сделали пожертвования Антонина Нежданова — 1000 рублей, Игнатий Дыгас — 600 рублей.
День русского актера прошел в Москве с исключительным успехом. Уже с утра на кассах большинства московских театров появились аншлаги «Билеты все проданы». Итоги пока не подсчитаны, но можно сказать, что сбор превзошел все ожидания. Достаточно сказать, что утренник у Зимина дал свыше 3000 рублей и утренник в Художественном театре — 2000. Правда, эти театры отдали ИРТО весь валовой сбор, приняв расходы на себя. Во главе театров, устроивших вечерние спектакли, стоит «Летучая мышь», где только входная плата дала около 10 000 рублей. В общем сбор в театрах дал около 40 000 рублей. Читать далее
Кружечный сбор был организован почти во всех театрах и во многих кинематографах. Публика жертвовала охотно, в особенности в кружки популярных артистов.
Почти все театры отдали весь чистый сбор, некоторые — валовой, и лишь немногие — процентные отчисления. Все артисты отдали свое однодневное жалование, авторы — гонорар. Летучие концерты и кабаре были устроены в нескольких больших кинематографах. В 11 часов вечера в «Летучей мыши» начался раут, на который собрались почти все артисты Москвы, несмотря на «гиперболическую» входную плату в 30 рублей. Читать далее
Отчисления в театральное общество от спектаклей по отдельным театрам:
Большой театр — 1500 р.
Малый театр — 700 р.
Художественный — 1800 р.
Студия Художественного — 560 р.
Опера Зимина — 3625 р.
Театр Незлобина — 800 р.
Театр Корша — 800 р.
Камерный — 400 р.
Московский драматический — 1100 р.
Никитский — 1600.
Зон — 2430 р.
Аквариум — 1400 р.
Цирк Саламонского — 2320 р.
Летучая мышь — 18 000 р. Читать далее