Новый пост
Свободная
история
Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы

Константин СергеевичДиректор Московского Художественного театра, режиссер, актер так неясно ставит свою позицию, что не разберу, как он мыслит свое режиссерское участие в спектакле «Село Степанчиково»…

Кто знает, может быть, из многих маленьких автономий создастся и большая федеративная артистическая республика, которая распространится не только на Москву, но и на всю Россию. А может быть, среди этих студий будут отделения и от народностей, живущих в России, и от иностранных артистических учреждений. Ведь до войны возникала же речь о такой интернациональной студии. Она поможет до известной степени если не самому сближению, то, по крайней мере, взаимному духовному познаванию народов через их литературу и искусство. Я верю, что и эта важная миссия взаимного сближения и познавания назначена нам. Читать далее

Мы, артисты, нетерпимы в вопросах нашего искусства; мы — партийны. И у нас есть свои черносотенцы, октябристы, кадеты, эсдеки, большевики и проч. Казалось бы, чем больше направлений, способов, приемов и форм творчества, тем лучше, а не хуже для искусства, задачи которого чрезвычайно широки. Ведь искусство призвано создавать «жизнь человеческого духа». Читать далее

Границы настоящего театра и балагана затерялись в представлении большинства людей, которые стали пользоваться театром не для больших культурных миссий, а лишь для маленьких буржуазных целей. В таком виде театр становится орудием общественного зла. Тем более опасным, чем больше сила его воздействия.

До сих пор не забыл, что было пережито мною в 1905 г. Не желая умалять важности и грозности времени, скажу, что я таю в себе хорошие надежды. Перерождение народов не может совершиться без потрясений.

Мне нужно побыть одному и помолчать. В Москве эти дни неприятно — отчаянный ветер и временами снег, снег, снег… мало что трогает, кроме снега. Впрочем, я валандался по уборным и коридорам, говорил с разными театральными людьми. Всем тяжело. Пусть, пусть еще повоюет Европа, несчастная, истасканная кокотка: вся мудрость мира протечет сквозь ее испачканные войной и политикой пальцы — и придут другие, и поведут ее, «куда она не хочет». 

Сегодня вечером (скоро вот уже) еду в Петербург. В «начало жизни» я почти не верю. Поздно.

Что и когда будет с пьесойПьеса Александра Блока, написанная в 1912–1913 годы, о событиях XIII в. во Франции, в Лангедоке и Бретани, где разгорается восстание альбигойцев, против которых Папа Римский организует крестовый поход., не знаю. Отчасти я рад тому, что мой нынешний приезд оказался, в сущности, напрасным, потому что меня все еще почти нет, я утратил остроту восприятий и впечатлений, как инструмент, разбит. В театре, конечно, тоже все отвлечены чрезвычайными обстоятельствами и заняты «политикой». Если история будет продолжать свои чрезвычайные игры, то, пожалуй, все люди отобьются от дела и культура погибнет окончательно, что и будет возмездием, мож. быть, справедливым, за «гуманизм» прошлого века. За уродливое пристрастие к «малым делам» история мстит истерическим нагромождением событий и фактов, безобразное количество фактов только оглушительно, всегда антимузыкально, т. е. бессмысленно… Читать далее

У меня почти три часа сидел НемировичТеатральный режиссер, директор-распорядитель МХТ, с которым я говорил по поводу предложения, сделанного ему ГоловинымХудожник, сценограф, декоратор, член Академии художеств. Главный художник Императорских театров Участник объединения Мир искусств, заняться переустройством и выработкой нового положения для государственных театров. Читать далее

Дорогой и глубокоуважаемый Нестор Александрович! Читать далее

Глубокоуважаемый Константин Сергеевич. Спешу поздравить Вас с состоявшимся сегодня выбором Вас в почетные академикиПочетный академик по разряду изящной словесности., согласно предложению, подписанному Нестором Александровичем Котляревским и мною. Сердечно радуюсь за наш Разряд изящной словесности, получивший в свою среду такого деятеля, как Вы. Шлю Вам лучшие пожелания!

Душевно Вам преданный А. Кони.

Глубокоуважаемый Нестор Александрович!

Я спешу высказать Вам мою искреннюю радость по поводу Вашего решения включить театр в разряд изящной словесности при Академии наук, так как этот акт является официальным признанием культурно-просветительной деятельности сценических артистов.

Примите мои горячие поздравления с чудесным освобождением России и уверения в моем глубоком к Вам почтении.

План СтаниславскогоДиректор Московского Художественного театра, режиссер, актер обеспечить существование Художественного театра путем так называемых студий — не одной, не двух, а десятка — проводится вот уже пять лет. Можно делать выводы — о целесообразности плана или частных ошибках... 2-я студия с «Зеленым кольцом» может облегчать выводы. Становится, на деле, на практике яснее, чего может Художественный театр ожидать от студий? Кто прав: Станиславский, видящий в них единственный настоящий путь, или те, кто отводят студии очень скромное место в судьбе Художественного театра?

В Москве и в других городах России во время сезона устраивается очень много благотворительных спектаклей, концертов, вечеров, лекций об искусстве и проч. Нет общества, которое бы не прибегало к помощи артистов при осуществлении своих добрых целей. И школы, и народные университеты, и педагоги, и учащаяся молодежь, и библиотеки, и богадельни, приюты, ясли, больницы, попечительства, военные учреждения, частные лица — все идут к нам в тяжелые минуты своего существования. По приблизительному подсчету, в Москве ежегодно устраивается до шестисот благотворительных концертов, спектаклей и вечеров, которые приносят до двух миллионов рублей.

Кто же благотворит? Читать далее

Вче­ра я был на лекции о русском писателе — Анна АхматоваПоэтесса-акмеистка прострелила меня своими египетскими глазами. Сиял лы­синой и золотом зубов Серафимович с ужасающим корявым лицом Квазимодо и хмельными глазами, по-английски строг, изыскан и стар был БунинПисатель с глухим голосом и легким хохлацким акцентом. Изящный, как юноша, СтаниславскийДиректор Московского Художественного театра, режиссер, актер и другие. Шайка репортеров и газетчиков — сварливый, глупый, завистливый народ, щеголяющий дешевым цинизмом. Как сказал Потемкин — в публике было «электрическое» настроение. Много шумели. Но почему-то все это показалось мне отжившим, ста­рым, не волнующим.

Дорогой Александр Николаевич!

Спасибо за Ваше хорошее письмо, которое я передам жене Сулера — Ольге Ивановне. Я не мог ответить Вам сразу, так как захлопотались с разными делами (посмертными) бедного Сулера; кроме того — праздники. Читать далее

Возраст: 54
Живет в: Москва
Профессия: театральный режиссёр и актёр
Работа: руководитель Московского Художественного театра
Интересы: режиссёрский театр, педагогика, система актёрского мастерства

В этот день:

+11
В Петрограде
+11
В Москве