Если бы надо было знамя с лозунгом, то я написал бы: «Спасайте искусство!»
В самый канун Нового было созвано ожидаемое общее собрание. Необъяснимо, как СтаниславскийДиректор Московского Художественного театра, режиссер, актер мог не присутствовать на нем! Имеется сведение, что в два часа дня, как раз в перерыв между утренним представлением «Синей птицы» и вечерним пушкинским спектаклем, когда все могли собраться, он читал лекцию в каком-то кружке любителей учащейся молодежи в помещении гимназии Страхова. Проект Станиславского целиком строился на новом сотрудничестве театра со студиями, которые будут действовать частично автономно. Читать далее
Дорогой Иероним. Вот какая у меня к тебе, моему старому товарищу, надобность: у нас много свободных слов, но нет слова независимого. Мне предлагают издавать еженедельник. Ежемесячники умерли и в наше «быстрое» и нервное время еще воскреснуть не могут. Мне же хочется создать ,(фу, гадкое слово!) лучше — начать такой журнал, который бы не знал никаких партийных кандалов, а был бы в полном смысле независим. Имя ему «Независимое слово». Читать далее
Для организма каждого актера его профессия в каком-нибудь отношении вредна. Все дело в том, чтобы по возможности парализовать вред, ограничивать или тренировать вот те самые функции, которые несколько поражены и без участия которых, однако, нельзя играть на сцене. Болезнь чисто моральная, специфически актерская или писательская, театральная, художническая. Эта болезнь есть и у СтаниславскогоДиректор Московского Художественного театра, режиссер, актер, Качалова, Москвина, но они — кто сознательно, кто инстинктивно — во-первых, поняли ее и постоянно с нею борются, воспользовались — опять-таки кто сознательно, с борьбой, кто инстинктивно — верными средствами против яда этой болезни и как бы всегда носят их с собой. Что же это такое? Читать далее
Комиссаром по ликвидации бывшего Министерства двора образован в Москве Совет Искусств, при нем — театральная секция. Задача этой секции — разработка проектов Государственных театров. Я состою председателем этой секции.
Дорогой Владимир Иванович!
Сегодня день тридцатипятилетия Вашей литературной деятельности. Мы знаем, что она прервалась для театра, всех нас. Мы всегда помним эту жертву. Хотелось дружески обнять Вас.
В настоящее время со стороны человека сколько-нибудь заметного, даже умереть бестактно. Эта смерть может привлечь внимание, отвлечь от других забот.
Многоуважаемый Федор КузьмичПоэт! Первое — прошу Вас извинить, что задержал ответ. Не имел возможности собрать Совет. 2. Совет без всяких оговорок постановил выдать аванс. Вы не указали суммы — может быть, 500 р. мало? 3. Из этого вы заключите, что «Барышня ЛизаПовесть Сологуба.» включена в репертуар. 4. Но мы еще не приступили к постановке и не знаю, когда приступим. Она дорогая, а теперь приступа нет к тому, где необходимо по монтировке. И режиссеры все сейчас заняты. 5. Но в конце концов мы ждем от вас экземпляр более точной переделки. Помните нашу беседу? 4-е действие особенно мало удобно в сценическом отношении. Вы сами драматург опытный — поймете это. Жму Вашу руку.
Дорогой Константин Сергеевич! В январе я Вам писал из Петербурга крепко и определенно о моем отношении к вам. С тех пор тут ничего не изменилось. Да и не может: это на всю жизнь. Между тем при вашей мнительности история со «Степанчиковым» может казаться Вам противоречием моему январскому заявлению. Хотелось бы, чтоб Вы мудрее взглянули на мою печальную роль в этой истории с «Селом Степанчиковым». Никто больше меня не обрадуется, когда у Вас будет новая, удачная роль. Ручаюсь, что никто. Читать далее
Я отказался от роли Ростанева в спектакле «Село Степанчиково». Постановкой занимается Немирович-ДанченкоТеатральный режиссер, директор-распорядитель МХТ, Ростанева сыграет Массалитинов.
Говорят, управлять — значит предвидеть. Но сейчас все несется с такой внезапностью, с такой силой, неожиданностью, изменчивостью, что не только теперь, за два месяца, а я думаю, и за две недели нельзя будет установить сколько-нибудь ясный план сезона. Театр должен быть готов для принятия того, другого или третьего решения. Может быть, будет не только возможно, но и необходимо открыть сезон даже не в половине сентября, а еще раньше. А может быть, нельзя будет и до конца октября. Читать далее
Константин СергеевичДиректор Московского Художественного театра, режиссер, актер так неясно ставит свою позицию, что не разберу, как он мыслит свое режиссерское участие в спектакле «Село Степанчиково»…
Если бы надо было знамя с лозунгом, то я написал бы: «Спасайте искусство!». А если бы надо было и что-нибудь «долой» — без этого «долой» ведь теперь нет агитации — то написал бы: «Долой вульгаризация искусства!». Или: «Долой художественная дешевка! — Да здравствует чистая поэзия!» — «Да здравствует духовная революция!» — вот сколько лозунгов. Мог бы еще сочинить с десяток, вроде: «Демократия, владей залом, а сцена — для аристократов духа!». Мне предстоит ряд собраний писателей, артистов, деятелей сцены, чтобы, развивая агитацию, я опирался на резолюции лучших талантов.
Всю ночь гроза и ливень. У меня презабавные кошмары. Участвовал в ограблении какой-то квартиры. Причем таскал одной рукой трупы убитых и с какой-то необычайной ловкостью прошмыгнул мимо полицейских на лестнице, побывал у Симона в Париже, но, не застав его самого, забавлял его супругу и, наконец, попав в пустующий театр на спектакль, не утерпел, встал в сторону и принялся с необходимым изумлением отдавать дань природе. Шум (очевидно, при благосклонном участии дождевых потоков) был настолько силен, что вызвал к авансцене НемировичаТеатральный режиссер, директор-распорядитель МХТ, который, впрочем, увидев меня за занятием, отнесся снисходительно и даже дал несколько практических советов против такой болезни! Читать далее
Слушай-ко! Узнай, пожалуйста, у Немировича-ДанченкоТеатральный режиссер, директор-распорядитель МХТ или у кого-нибудь из актеров, куда девался Иван Максимович Кондратьев, председатель Общества драматургов. Он жил в доме генерал-губернатора, а где теперь?
Мне необходимо получить гонорар за мои пьесы, а то ехать не с чем; я писал ему по старому адресу — ответа нет! Крепко жму руку.
Я много говорил в течение года, что без «сдвига» репертуара от натурализма в сторону «Розы и КрестаПьеса Александра Блока, написанная в 1912–1913 годы, о событиях XIII в. во Франции, в Лангедоке и Бретани, где разгорается восстание альбигойцев, против которых Папа Римский организует крестовый поход.» и ТагораРабиндранат Тагор — индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Первый среди неевропейцев, кто был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1913 году. считаю Художественный театр в опасности. Но так как горячо и убежденно говорю об этом из режиссеров чуть не я один, то я решил именно эти две пьесы взять в свои руки и во что бы то ни стало довести их до конца.