Утром подхожу к окнам, осторожно раздвигаю занавеску и к своему удивлению вижу, что по бульвару спешат люди, бегут дети, собаки, слышен гул города, от которого мы отвыкли за эти дни, и слышу, как Даша докладывает с похоронной физиономией, что большевики осилили и что кончилась бойня. Камергерский не тронут. В театре видела Немировича, Кореневу, Муратову, Берсенева… Делились всем пережитым. Видела разбитый Метрополь. Малый театр разграблен внутри и загажен, вытащены костюмы, обувь, даже пуховки — жутко. Не могу даже сказать, с каким чувством смотрела на все… Ужасна картина умирающего города, умирающей жизни.
Мы любим Ольгу ЛеонардовнуАктриса не только за доброту ее и справедливую требовательность — мы видим в ней хранительницу традиции Художественного театра. И действительно, Книппер-Чехова — живая история театра Станиславского и Немировича-Данченко, Чехова и Горького.
КнипперАктриса в душе — «прежде всего женщина», и кроме того — она актриса Художественного театра, потому вопрос внешнего облика всегда имел для нее огромное значение. Женщина, умеющая одеться скромно, просто, как все актрисы МХТ, и в то же время элегантно — она отлично знает, как много значит в любой роли удачно найденный костюм. Бывали случаи, когда это служило толчком к рождению образа. Читать далее
В Книппер-ЧеховойАктриса прекрасно то, что она никогда себе не изменяет. Она играет так, как верит. Играет всегда правдиво и строго. Она удивительно русская актриса. То есть я хочу сказать, что она хорошо понимает силу и цену глубокого и при этом скромного чувства. Это не значит, что это чувство лишено театральности, но оно не раздуто излишне, не подчеркнуто, ничем сентиментальным не украшено. На сцене прежде всего проходит история человеческой души с ее глубокими извилинами, мыслями и даже получувствами и полумыслями. Выявление и воплощение внутренней человеческой жизни — вот богатство русского театра. А Ольге Леонардовне и самой, в ее актерской индивидуальности, присущи еще и скромность выражения и сдержанность, иногда доходящая до замкнутости.
Существовует особый тип, особый образ женщины — актрисы Художественного театра. Ольга ЛеонардовнаАктриса может служить эталоном этого типа актрисы. Что же характерно, что отличает от других этих прелестных женщин? Слишком общим словом «интеллигентность» не объяснить их поведения. Необыкновенная скромность, сдержанность, образованность — все вместе имеет силу обаяния.
Последней пьесой, написанной Чеховым для Художественного театра, был «Вишневый сад». Чехову казалось, что он написал «веселую пьесу». Он написал, как всегда, кусок жизни, в котором было и веселое, было и глубоко печальное, а кроме того, было пророчески звучащее, бодрое, обещающее настроение. Читать далее