Угроза кинематографа
С первого кинопоказа братьев Люмьер прошло всего 22 года. Высокое искусство еще не считает кинематограф своим, но популярности кино это никак не мешает. Фильмы смотрят и любят все, даже императоры. В 1917 зрителей радуют комедии Чарли Чаплина, детективные сериалы и первая отечественная суперзвезда — Вера Холодная.
Участники: Вера Холодная, Чарли Чаплин, Алла Назимова
Среди моих знакомых есть очень красивая молодая женщина, жена прапорщика Холодного — Вера ХолоднаяКиноактриса. Как-то, повстречав ее на Кузнецком, по которому она ежедневно фланировала, я предложил ей попробовать свои силы в кино. Она вначале отказывалась, потом заинтересовалась, и я привез ее на кинофабрику и показал дирекции. Холодная понравилась. Постепенно ее стали втягивать в работу. Не успел я, что называется, и глазом моргнуть, как она уже играла картину за картиной, и успех ее у публики возрастал с каждой новой ролью. Читать далее
После освобождения от действительной военной службы МаяковскийПоэт-футурист приехал из Петрограда, где он провел военные годы, в Москву. Он много говорил о кинематографе, о своем желании осуществить наконец то, о чем он и раньше постоянно думал. Увлечение кино для Маяковского в эту пору было не случайным. Ведь еще в 1913 году, когда русская кинематография только начинала разворачиваться, Маяковский писал в «Кине-журнале». Еще тогда он говорил о «культурной роли кинематографа», о «новом искусстве актера», о будущем кинематографии. Он смотрел далеко вперед, видя то, чего не видели другие, хорошо понимая, какие необыкновенные возможности несет с собой это самое молодое из искусств. Но вместе с тем он понимал, что современное состояние кино ничего нового искусству дать не может.
Под самое утро, засыпая (я вставал с кровати, ходил в ванную), вижу странное «видение». Пластинку (как в стереоскопе). Какие-то фигуры, кровать, на нее кто-то садится, кого-то обнимает. Словом, дело не в самой картине, а в том, что перед закрытыми глазами проплывала картина, как миниатюрный кинематограф. Это было очень странное ощущение.
Мы зашли в кинематограф у Казанского собора. Шла итальянская картина, полная крови, страстей и интриг. В переднем ряду сидело несколько матросов и солдат. Они с детским изумлением смотрели на экран, решительно не понимая, для чего понадобилось столько беготни и столько убийств.
Каждое воскресенье ранним утром в наш дачный поселок Пущу-Водицу приезжает из Киева трамвай № 19 с открытыми прицепными вагонами. Дачники просыпаются под этот праздничный сигнал, означавший, что сегодня в парке на пятой линии весь день будет гулянье, а вечером на открытой эстраде состоится концерт, в закрытом театре — спектакль, а в дощатом здании синематографа, что встроено в розовый забор парка и само выкрашено в тот же веселый розовый цвет, в синематографе — премьера новой киноленты. Мы облепляем вагон, как рой пчел. Кондуктор даже не пытается потребовать, чтобы мы купили билеты, или согнать нас. И то и другое одинаково бесполезно. Читать далее
Спекуляция на порнографию
Московский кинематограф сделал покушение использовать свободу в том направлении, в котором использована она в театре в постановках «Лед» и «Хороводов». Уже несколько дней расклеены по Москве афиши, приглашающие во вторник в театр «Зон» на кинематографический вечер «парижского жанра». Читать далее
Авторам сценариев для кинематографа приходится туго. За меняющейся с быстротой молнии обстановкой положительно не угнаться. Когда весной фабриковались «Веселые дни Распутина», то это представлялось очень выгодной и длительной «рентой». Увы, посмертная карьера Распутина оказалась несравненно более кратковременной, чем при жизни. Не прошло и двух месяцев, как все его похождения пришлось сдать в архив. Даже для глухой провинции «Распутиниада» кажется чем-то давно отжившим, архаически-древним. «Рапутиниаду» сменила «Лениниада»… Но насколько она будет долговечнее? Читать далее
Мы с АлейАриадна Эфрон (род. в 1912), дочь Марины Цветаевой. — как цыганщины. Сегодня я в первый раз водила Алю в кинематограф («Дикарка«Дикарка» — фильм Владимира Гардина по пьесе Александра Островского (1915 год, не сохранился).» — КооненАктриса Камерного театра, молодой человек, вроде Сережи Игнатьевского, и старик, похожий на Гёте). Аля была в коротком розовом платьице и синей с розами шали — как цирковое дитя. Я — в большой черной шали, которая вздувалась, как парус. И эти три браслета, и эти пять колец.
В некоторых кинематографах стали демонстрироваться в последнее время картины, представляющие собою глумление и издевательство не только над духовенством, но даже над религией, и возбуждающие справедливое негодование православного населения. Будучи озабоченными ограждениям религиозного чувства народа от наносимых ему подобными картинами оскорблений и принимая во внимание, что, согласно постановлению Временного правительства от 27 апреля с. г., наблюдение за публичными зрелищами лежит на комиссарах и лицах, их заменяющих, министр внутренних дел предложил последним установить неослабный надзор за означенными зрелищами вообще, и в частности, за демонстрируемыми в кинематографах картинами, и в случаях, когда в содержании картины будут усмотрены признаки преступных деяний, неукоснительно сообщать об этом чинам прокурорского надзора для привлечения виновных к ответственности в законном порядке.