Не пытайтесь превращать театры в больницы!
Ежедневная иллюстрированная газета с программами и либретто санкт-петербургских театров. Выпускается с 1907 года.
Близится Рождество. Мрачное, тяжелое, обвеянное какими-то недобрыми предчувствиями. Темное, голодное. Может быть, кровавое. Какими хотя бы скудными праздничными радостями оно нас утешит? Обычно изрядную долю радости нам давали театры с их специфическим репертуаром, в котором не бывали забыты даже дети, хотя последним ходить в театр не следует, да и «детского» репертуара у нас, в сущности, нет. Театр работал на Святках усиленным темпом, утром и вечером, а в иных театрах (например, в Народном доме) ухитрялись выкроить время для спектаклей предвечерних, которые начинались в 4 часа дня непосредственно по окончании утреннего спектакля. Артисты только и жили, что от грима и до грима. Трудная, но веселая сутолока тянулась две недели. И в это время сколько дум и сердец было удовлетворено театром, сколько глаз зажигалось в темных галереях и партере… Что будет нынче? Читать далее
Что едят и пьют артисты во время представления на сцене? Настоящее или «ненастоящее»? Вот вопрос, который тревожит робкие умы даже в нынешнее время. Впрочем, вопрос не безынтересный. И именно потому, что в наше, столько тяжелое в продовольственном отношении время сцена требует далеко не бутафорской еды. Оказывается, существует громадная разница между драмой и оперой, артистами драматическими и оперными. Драма требует, чтобы ее кормили по-настоящему. Опера удовлетворяется бутафорскими лебедями, фазанами, пирогами и хлебами из папье-маше и несуществующими фряжскими винами из расписных жбанов. Да оно и понятно: ну как есть певцу во время пения, среди какой-нибудь длинной кантилены или ослепительных фиоритур? Читать далее
На представлении «Живого театра» в Александринском театре произошел на днях своеобразный и характерный для переживаемого нами времени инцидент. В последней картине толстовской пьесы, как известно, изображен суд. Перед дверями зала судебного заседания стоит городовой. Роль городового по структуре пьесы самая скромная, и ее играет самый простой статист. На этот раз простому статисту выпала великая честь: публика встретила его появление громовыми долго не смолкавшими аплодисментами. Сам Шаляпин не видал таких оваций. В чем же дело? Читать далее
Три года тому назад артистический мир нашей столицы кипел и волновался заботою о серых героях. Не было дня на неделе, чтобы не устраивались то здесь, то там концерты, спектакли, вечера в пользу армии. Наступали, как и сейчас, холодные сырые осенние дни, близилась зима — и у всех в душе была тревога:
— Что-то делается там на фронте? Не зябнут ли? Не голодают ли?
Артисты несли во имя этой святой тревоги свой талант, свой досуг в жертву армии. Артисты, не стесняясь даже свого рода неловкостью, пели и танцевали в ресторанах перед праздною публикой — чтобы только собрать побольше денег для фронта, для армии, на покупку теплых вещей и подарков.
Читать далее
В эти дни над нашим унылым и страшным городом нависла туча. Да и над всею страною! Люди ходят придавленные, с опущенной головой, пугливо озираясь по сторонам. Озираются с невысказанным и неосознанным испугом: не мелькнет ли навстречу страдальческая фигура Родины и не бросит ли скорбный вопрос:
— И ты продаешь меня вместе с другими? Читать далее
Наша газета сегодня выходит впервые после перерыва, вызванного событиями, всем нам известными, обсуждать которые трудно и почти невозможно в газете, посвященной вопросам искусства. Увы, об искусстве в те минувшие (будем верить, что они минули) дни всего менее думалось и говорилось. Но, к сожалению, многое из совершавшегося в те дни имело близкое отношение к искусству — отношение поистине жуткое. В Петрограде разгромлена сокровищница Зимнего дворца, уничтожены и похищены многие памятники искусства, картины, портреты, редкости. В Москве, по сведениям еще не вполне проверенным, пострадали великие всенародные памятники искусства в Кремле. Читать далее
Невзирая ни на что, Москва находит время и возможность работать с равным напряжением в области материи и в области духа. Естественным доказательством духовной напряженности являются ее театры, потому что все они серьезны, все по своим строго художественным задачам устремлены в сторону помощи духовному совершенствованию зрителя, а не потакания его низменным инстинктам.
А что делает Петроград? Собираются открывать сезон в Александринском театре. И вдруг, когда репертуар уже вышел и публика направляется в кассу за билетами на «Дело», спохватываются, что в театре нет освещения. Переносят спектакли в Михайловский театр, Александринский же оказывается в руках Демократического совещания. Читать далее
Третьего дня вечером в кинематографе «Арс» в переполненном зале во время сеанса была серьезна ранена выстрелом из револьвера одна из посетительниц. Произошло замешательство. Раненую отправили в больницу, а виновник происшествия на вопросы негодующей публики ответил, что он выстрелил нечаянно, рассматривая свой револьвер. Странная манера вести себя в кинематографе, рассматривая не пьесу, а свой револьвер!
Эвакуация и разгрузка — теперь самые модные слова. Лозунг дня! Решение оставить театры в Петрограде до последней возможности следует всемерно приветствовать и поддерживать. Кто знает, в дни распыления и исчезновения Петрограда, быть может, только театрам и суждено будет явиться теми вехами, по которым в последующие времена будет узнан истинный Петроград. Когда петоградцы видят, что театр как ни в чем не бывало ставит премьеру и вывешивает аншлаг — у них отлегает от сердца: значит, все обстоит благополучно. Значит, еще можно жить и не слушать панических криков.
«Считаясь с настоящим грозным моментом, жизнь Петрограда должна быть упорядочена», — сказал генерал Васильковский. Ввиду этого обстоятельства, а также ради экономии топлива и ради освобождения столицы от лишнего народа, будут закрыты некоторые кинематографы. В театрах спектакли будут заканчиваться необычно рано. Должны будут закрываться в 9 вечера клубы и совершенно будут закрыты игорные дома. Из всего этого явствует, что разумные развлечения — и в первую голову театры — будут пощажены. Переход их на иные сроки начала и конца спектаклей следует только приветствовать. Труднее придется кинематографам: их сократят. Мы пока еще не знаем, в чем будет состоять сокращение и какие кино будут упразднены. Но если будут упразднены лишь мелкие и низкопробные сорта их, пробавлявшиеся разными удушениями, насилиями и американскими фарсами, то столица тоже ровно ничего не потеряет от их исчезновения. А отопление и освещение безусловно выиграют! Читать далее
Известный клоун Владимир Дуров выпустил в Севастополе афишу, в которой назвал свою свинью «Лениным». Местные большевики явились к нему с протестом и угрозами. Но Дуров им ответил, что он не боялся царей и царского правительства, которые не могли ему закрыть рот на цирковой арене, а потому тем более их не боится. И вывел свою свинью с плакатом «Вождь большевиков — Ленин». Этот трюк имел у севастопольцев большой успех.
После революции оказался целый ряд предметов и явлений нецензурных с точки зрения, прямо противоположной прежнему взгляду на вещи… В число таких нецензурных предметов попал и занавес московского Большого театра. Занавес этот изображает въезд Михаила Романовамладший брат бывшего императора в Москву после избрания на царство. Разумеется, сейчас такая картина неудобна. Ведь эта лукавая контрреволюция склонна искать опоры для себя где угодно, в исторических сюжетах в особенности! Читать далее
Устроители пресловутого митинга в цирке Чинизелли, завершившегося крупным скандалом, подверглись наконец скорпионам со стороны не только частной, но и официальной. Да в придачу подвергнутся в будущем скорпионам судебным. Давно пора было взяться за этих милостивых государей, присосавшихся к революции и вообразивших, что для них она нечто вроде дойной коровы. Давно следовало обратить на них внимание в порядке судебного преследования. Читать далее
Над Петроградом и в окрестностях Петрограда стоит мутный и чадный туман. Горят леса, горит торф, горит, кажется, сама земля. Дым стелется по земле, застилает солнце, отравляет дыхание… Какой зловещий символ таится в этом явлении! Не вся ли наша нынешняя жизнь — и общественная, и политическая, и частная — повита таким же мутным и застилающим солнце туманом? Над грядущими событиями нависла мгла. Читать далее