Премьера спектакля «Фамира-кифаред» по пьесе Иннокентия Анненского. После успеха первых показов есть надежда на хорошие сборы
Пойдут: Константин Бальмонт, Александра Экстер, Алиса Коонен, Александр Таиров
«Фамира-кифаред»
Вакхическая драма Иннокентия Анненского. В ролях: Коллэн, Эфрон, Церетелли, Аркадин, артисты театра. Танец Вакханки и Сатира — Коонен и Чабров, поставлен Чабровым.
Не знавший матери, Фамира, сын фракийского царя Филаммона и нимфы Ариопы, прославился своей игрой на кифареАнтичный щипковый инструмент, разновидность лиры.. Его страстная мечта — усладить свой слух игрой муз. Ариопа жаждет увидать знаменитого музыканта, увидев своего сына, она испытывает к нему чувство преступной любви. Тщетны ее страстные излияния: у Фамиры один культ — это музыка. Фамира вызывает на музыкальное состязание муз и не признает себя побежденным. В наказание за такую дерзость боги лишают Фамиру музыкального дара и зрения, а Ариопу превращают в птицу.
В чувственном экстазе извиваются тела вакханок, прыгают и кувыркаются вокруг них сатиры и с победными кликами уносят их на руках. Это преувеличение «вакхического» момента идет в ущерб трагическому духу спектакля. К тому же и в чисто пластическом смысле не удалось красиво и ритмично построить эти массовые сцены: в них часто была возня и суетня.
Главное достоинство Церетелли — красивые руки, широкий жест, пластичность поз. Не кинематограф ли, через безглагольную школу которого прошел это артист, дал ему этот опыт, которого так недостает артистам, выросшим на чеховских «переживаниях»?
Камерный театр достиг немалого, делающего честь маленькому театру, который так упорно, мужественно и искренно служит художественным исканиям. К стыду Москвы надо добавить, что все еще его существование висит в воздухе!
читать дальшеЕсть эллинская легенда, гласящая, что прекрасная богиня Афина признала кифару, но отвергла флейту, ибо при игре на первой человеческий лик сохраняет своё богоподобие, а при игре на флейте рот закрыт для слова и весь лик играющего искажён. Я не променяю флейту на кифару, свирель на струнный инструмент. Мне нравится безбрежность, в которую ведёт свирель. Но нет ли глубочайшего смысла в эллинской легенде? Читать далее
Неожиданный успех.
Газеты хвалят наперерыв.
Я рада за Александра Яковлевича.
Впервые его работа принята по-настоящему. Хвалят и меня за вакханку.
«Фамира-кифаред» — одно из интереснейших достижений Камерного театра. Хор менад — это и есть вакхический фон, тот вихрь, тот огонь рока, над которым не властны переживающие трагедию личных чувств кифаред и его мать-нимфа. В сущности, в «Фамире» всего три роли — Фамиры, нимфы и хора. Таирова интересовала маска менад, их линия, их краска, и он выявил хор в статуарности групп, скорей, балетного, или еще верней, пантомимического характера. В этом он остался верен себе, своему увлечению театром маски. И эта ошибка не гармонировала с декоративным замыслом талантливой художницы Экстер, давшей трагедии упрощенную рамку-схему, своеобразно сочетавшую идею примитива с экзотикой новейшего кубизма. Читать далее