Новый пост
01.11.16 02.11.16 03.11.16 04.11.16 05.11.16 06.11.16 07.11.16 08.11.16 09.11.16 10.11.16 11.11.16 12.11.16 13.11.16 14.11.16 15.11.16 16.11.16 17.11.16 18.11.16 19.11.16 20.11.16 21.11.16 22.11.16 23.11.16 24.11.16 25.11.16 26.11.16 27.11.16 28.11.16 29.11.16 30.11.16 01.12.16 02.12.16 03.12.16 04.12.16 05.12.16 06.12.16 07.12.16 08.12.16 09.12.16 10.12.16 11.12.16 12.12.16 13.12.16 14.12.16 15.12.16 16.12.16 17.12.16 18.12.16 19.12.16 20.12.16 21.12.16 22.12.16 23.12.16 24.12.16 25.12.16 26.12.16 27.12.16 28.12.16 29.12.16 30.12.16 31.12.16 01.01.17 02.01.17 03.01.17 04.01.17 05.01.17 06.01.17 07.01.17 08.01.17 09.01.17 10.01.17 11.01.17 12.01.17 13.01.17 14.01.17 15.01.17 16.01.17 17.01.17 18.01.17 19.01.17 20.01.17 21.01.17 22.01.17 23.01.17 24.01.17 25.01.17 26.01.17 27.01.17 28.01.17 29.01.17 30.01.17 31.01.17 01.02.17 02.02.17 03.02.17 04.02.17 05.02.17 06.02.17 07.02.17 08.02.17 09.02.17 10.02.17 11.02.17 12.02.17 13.02.17 14.02.17 15.02.17 16.02.17 17.02.17 18.02.17 19.02.17 20.02.17 21.02.17 22.02.17 23.02.17 24.02.17 25.02.17 26.02.17 27.02.17 28.02.17 01.03.17 02.03.17 03.03.17 04.03.17 05.03.17 06.03.17 07.03.17 08.03.17 09.03.17 10.03.17 11.03.17 12.03.17 13.03.17 14.03.17 15.03.17 16.03.17 17.03.17 18.03.17 19.03.17 20.03.17 21.03.17 22.03.17 23.03.17 24.03.17 25.03.17 26.03.17 27.03.17 28.03.17 29.03.17 30.03.17 31.03.17 01.04.17 02.04.17 03.04.17 04.04.17 05.04.17 06.04.17 07.04.17 08.04.17 09.04.17 10.04.17 11.04.17 12.04.17 13.04.17 14.04.17 15.04.17 16.04.17 17.04.17 18.04.17 19.04.17 20.04.17 21.04.17 22.04.17 23.04.17 24.04.17 25.04.17 26.04.17 27.04.17 28.04.17 29.04.17 30.04.17 01.05.17 02.05.17 03.05.17 04.05.17 05.05.17 06.05.17 07.05.17 08.05.17 09.05.17 10.05.17 11.05.17 12.05.17 13.05.17 14.05.17 15.05.17 16.05.17 17.05.17 18.05.17 19.05.17 20.05.17 21.05.17 22.05.17 23.05.17 24.05.17 25.05.17 26.05.17 27.05.17 28.05.17 29.05.17 30.05.17 31.05.17 01.06.17 02.06.17 03.06.17 04.06.17 05.06.17 06.06.17 07.06.17 08.06.17 09.06.17 10.06.17 11.06.17 12.06.17 13.06.17 14.06.17 15.06.17 16.06.17 17.06.17 18.06.17 19.06.17 20.06.17 21.06.17 22.06.17 23.06.17 24.06.17 25.06.17 26.06.17 27.06.17 28.06.17 29.06.17 30.06.17 01.07.17 02.07.17 03.07.17 04.07.17 05.07.17 06.07.17 07.07.17 08.07.17 09.07.17 10.07.17 11.07.17 12.07.17 13.07.17 14.07.17 15.07.17 16.07.17 17.07.17 18.07.17 19.07.17 20.07.17 21.07.17 22.07.17 23.07.17 24.07.17 25.07.17 26.07.17 27.07.17 28.07.17 29.07.17 30.07.17 31.07.17 01.08.17 02.08.17 03.08.17 04.08.17 05.08.17 06.08.17 07.08.17 08.08.17 09.08.17 10.08.17 11.08.17 12.08.17 13.08.17 14.08.17 15.08.17 16.08.17 17.08.17 18.08.17 19.08.17 20.08.17 21.08.17 22.08.17 23.08.17 24.08.17 25.08.17 26.08.17 27.08.17 28.08.17 29.08.17 30.08.17 31.08.17 01.09.17 02.09.17 03.09.17 04.09.17 05.09.17 06.09.17 07.09.17 08.09.17 09.09.17 10.09.17 11.09.17 12.09.17 13.09.17 14.09.17 15.09.17 16.09.17 17.09.17 18.09.17 19.09.17 20.09.17 21.09.17 22.09.17 23.09.17 24.09.17 25.09.17 26.09.17 27.09.17 28.09.17 29.09.17 30.09.17 01.10.17 02.10.17 03.10.17 04.10.17 05.10.17 06.10.17 07.10.17 08.10.17 09.10.17 10.10.17 11.10.17 12.10.17 13.10.17 14.10.17 15.10.17 16.10.17 17.10.17 18.10.17 19.10.17 20.10.17 21.10.17 22.10.17 23.10.17 24.10.17 25.10.17 26.10.17 27.10.17 28.10.17 29.10.17 30.10.17 31.10.17 01.11.17 02.11.17 03.11.17 04.11.17 05.11.17 06.11.17 07.11.17 08.11.17 09.11.17 10.11.17 11.11.17 12.11.17 13.11.17 14.11.17 15.11.17 16.11.17 17.11.17 18.11.17 19.11.17 20.11.17 21.11.17 22.11.17 23.11.17 24.11.17 25.11.17 26.11.17 27.11.17 28.11.17 29.11.17 30.11.17 01.12.17 02.12.17 03.12.17 04.12.17 05.12.17 06.12.17 07.12.17 08.12.17 09.12.17 10.12.17 11.12.17 12.12.17 13.12.17 14.12.17 15.12.17 16.12.17 17.12.17 18.12.17 19.12.17 20.12.17 21.12.17 22.12.17 23.12.17 24.12.17 25.12.17 26.12.17 27.12.17 28.12.17 29.12.17 30.12.17 31.12.17 01.01.18 02.01.18 03.01.18 04.01.18 05.01.18 06.01.18 07.01.18 08.01.18 09.01.18 10.01.18 11.01.18 12.01.18 13.01.18 14.01.18 15.01.18 16.01.18 17.01.18 18.01.18 19.01.18 20.01.18 21.01.18 22.01.18 23.01.18 24.01.18 25.01.18 26.01.18 27.01.18 28.01.18 29.01.18
9 декабря Художественное бюро Надежды Добычиной, Марсово поле, 7

Выставка «Современная русская живопись»

На Марсовом поле открылась выставка молодых современных художников

Пойдут: Любовь Попова, Надежда Удальцова, Давид Бурлюк, Марк Шагал и еще 9, Василий Кандинский, Натан Альтман, Ксения Богуславская, Михаил Леблан, Аристарх Лентулов, Иван Пуни, Роберт Фальк, Валентина Ходасевич, Вера Репина

Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы.
Проект начинается 14 ноября 1916 и заканчивается 18 января 1918.

Вот, МалевичХудожник в прошлом году угодил! Выставил икону — черный квадрат в раме, выставил еще целый зал каких-то цветных кружочков, черточек и стал уверять всех, что это и есть самое последнее слово живописи. Действительно, рядом с черным квадратом в раме ни слащавый Рафаэль, ни ломака Микеланджело, ни античные Венеры не выдержат. Все будет казаться ложью, «карт-постальюCarte postale – открытка (фр.)» (их любимое выражение), литературщиной. А уж «Миру Искусства«Мир искусства» — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Основатель: Александр Бенуа. Участники: Бакст, Дягилев, Рерих, Билибин, Васнецов, Левитан, Нестеров, Сомов, Серов и многие другие.» с его искренностью, с его исканиями настроения, стиля и вкуса и подавно не устоять перед таким подлинным новшеством и откровенным «мракобесием». Нынче же Малевича нет, нет и Татлиновских орудий пытки, нет также и действительно задорного скоморошества ЛарионоваХудожник, сценограф в антрепризе Дягилева «Русские балеты»: вентилятора, пригвожденной косы, подвешенных ложечек и всякой той невинной, но и действительно невиданной ерунды, которой передовая молодежь из года в год изумляла добрых буржуев, изумляла до тех пор, пока буржуи не «свыклись» и даже не полюбили такое своеобразное «самосечение»! 

Подобных «розог» и «веников», увы, на выставке нет. А то, что выставлено, принадлежит уже к более или менее давнему прошлому. Вот пикассисты, вот кубисты, вот симультанисты, вот — о, ужас отсталости, — сезаннисты! Кружочки, квадратики и палочки Малевича породили лишь упражнения ЭкстерХудожница-авангардистка, сценограф, — но и это лишь изящная легкомысленная «карт-постальная» игра рядом с откровениями «преобразившегося в нуле форм» мессии новой истины в искусстве.

В художественном бюро г-жи Добычиной состоялся вернисаж выставки картин «Современной русской живописи». В ней принимают участие 35 художников и художниц, преимущественно молодые представители «левого направления» в живописи. В одинаковой степени представлены петроградцы и москвичи. Среди последних больше футуристов, главным образом, футуристок, в том числе Попова, УдальцоваХудожница-авангардистка, Пестель… Есть и БурлюкПоэт, художник. Отдельная комната отведена любопытному творчеству КандинскогоХудожник. Из имен в каталоге находим Крымова, члена «Союза», давшего ряд пейзажей. Интересный автопортрет выставил Натан Альтман.

Некоторые дебютируют впервые. Так, один номер принадлежит дочери Ильи РепинаХудожник — Вере Репиной.

Под громким названием «Выставка современных русских художников» на Марсовом поле приютилась кучка мнящих себя «новаторами» пачкунов. Каждый из участников выставки как бы задался целью победить рекорд безобразия и нелепости. Можно смело сказать, что сами авторы некоторых картин затрудняются объяснить их смысл, а между тем есть наивные люди, готовые отыскивать в этих произведениях какую-то глубокую идею. Пусть бы еще эти потуги на модернизм были действительно каким-нибудь «новым Авраамом» в искусстве, а в большинстве случаев это новое подражание иностранным образцам: ПикассоХудожник, Сезанну, МатиссуХудожник и т.д. Выставка производит впечатление чрезвычайного убожества. Впрочем, есть некоторые просветы, например, картина г-жи Ухановой «Бабье лето», портреты и эскизы г-жи Ходасевич, рисунки ШагалаХудожник, поэт и т.д. Картина г-жи Ухановой производит даже впечатление попавшей не в свою компанию.

Чем может взволновать эта «безответственная» выставка, выставка без знамени, какие выводы подскажут столь распыленные впечатления? Бесплодный труд: подобрать и тасовать эпитеты, похвальные или досадливые, излагать «своими словами» каталог! Что сказать критику, если выставка ничего не говорит?

1/5
Марк Шагал. Маня режет хлеб. 1914 год

Кроме отсталости, можно упрекнуть выставку и в чрезвычайной пестроте. Это хорошо для таких собраний старых калош, для такого синклита разваливающихся от ветхости «академиков», как «Мир Искусства», доходить до беспринципного всеприятия. Это им простительно молодиться и кокетничать передовитостью на счет вновь приглашаемых членов. Но как же так допускать подобную же беспринципность, подобное же все приятие на выставке передовой и идейной? «Безобразным» было в свое время соединение Серова с Врубелем, «безобразно» и сейчас соединение Кустодиева с Кончаловским, — но разве не такое же безобразие соединение «передвижнического реализма» Давида БурлюкаПоэт, художник с безумной импровизацией КандинскогоХудожник? Наконец, что общего между игрушечностью работ г-жи Ухановой и маэстрицей Ходасевич? Или между «литературщиной» ШагалаХудожник, поэт и «чистой живописностью» Поповой и УдальцовойХудожница-авангардистка?

На Марсовом поле открылась выставка «Современной русской живописи». Что сказали бы иностранцы, если бы такая выставка открылась где-нибудь в Париже или Лондоне? К счастью, кучка художников, приютившаяся на Марсовом поле, конечно, не должна отражать в себе всей современной русской живописи. Это только небольшая компания художественных безобразников, неизвестно с какой целью портящих холст и краски и из года в год повторяющих одно и то же.

Самое печальное то, что эти господа, считая себя какими-то новаторами, в действительности вот уже много лет стоят на одном и том же месте. Ходишь по выставке и думаешь: да ведь то же самое я видел в прошлом году! Даже такая грандиозная встряска, как нынешняя война, и та ни на йоту не отразилась на них, не сдвинула их с места.

У одного только Марка Шагала можно встретить несколько рисунков, навеянных войной, а остальные точно спят каким-то летаргическим сном, точно ничего не видят и не слышат. Читать далее

Не буду утомлять внимание читателя разбором произведений художников, пользующихся известностью среди приверженцев новейших художественных течений. К числу их я отношу Давида Бурлюка, давшего несколько сверкающей красочности пейзажей, Василия Кандинского, чуть ли не к началу каждого сезона придумывающего какой-либо новый колористический эффект, но остающегося все тем же позером модернизма, каким он являлся еще в далекую пору существования мюнхенской «фаланги», и, наконец, Аристарха Лентулова, пугавшие когда-то перспективные искажения и вавилонские нагромождения которого теперь уж никого не озадачивают. Отмечу отрадное впечатление от эскизов декораций и костюмных рисунков Александры Экстер, свидетельствующих о свежести и незаурядности таланта их автора. читать дальше

Оставлю шутливый тон, чтобы засвидетельствовать то полное удовольствие, которое я получил от «щебетания молодых». Есть и просто умелые. Можно говорить что угодно, но уже во всяком случае умелы, грамотны большие полотна г-жи Ходасевич.

Марк Шагал снова дразнит своим тревожным любопытством к жизни.

Хороший бодрый реалист Фальк постепенно все более освобождается от некогда благотворных, но потом ставших уже излишними влияний более зрелых товарищей и все более овладевает рисунком. Его тяжесть обещает перейти в настоящую вескость, а его мрачная гамма — в красивую благородную монотонность, пригодную для декоративных задач. Только бы ему избавиться от некоторой приблизительности, от недостойной и несколько легкомысленной приверженности к формулам парижского dernier criпоследний писк (фр.). Читать далее

Все обильнее становится вклад художников-женщин. И такова ирония истории, преследующая родное художество, что именно теперь, когда оно простерто и парализовано, его окружает еще небывалый подъем общественного интереса. Число досужих художников идет на убыль, сонм любителей и меценатов множится с каждым днем.

На «Выставке современной русской живописи» участвуют имена и давно известные, признанные или полупризнанные, и незнакомые нам, впервые нами прочитанные.

Из полупризнанных, т. е. из тех, о которых постоянно говорят в художественных кругах, но о которых молчат в салонах и в салонных специальных художественных журналах, я бы хотел назвать три имени, и хотел бы просить их запомнить. Это Удальцова, Попова и Пестель. Читать далее

Переходя к разбору выставленных произведений, едва ли нужно доказывать факт господствующего влияния на них французов, от импрессионистов до Пикассо включительно. Вопрос в том, к чему сводятся у нас эти влияния. Читать далее

Следует воздать должное почтенным и часто успешным усилиям устроительницы Надежды Добычиной. Но личная энергия бессильна заменить планомерную работу коллектива. Органом художественных стремлений целого поколения или круга может бытъ только общество. Грех наших передовых выставок — беспредельный эклектизм, готовность совмещать несовместимое. А между тем, лишь тесные стези могут привести к чаемому чуду обновления русской живописи.

Поэтому-то и прискорбна рыхлость и рассыпчатость новой выставки: фрагменты московского «Бубнового валета», в которой последний год пробил столько брешей, соседствуют с робкими еще кандидатами на доступ в «Мир Искусства»; обдуманное мастерство Альтмана уживается с первыми удачами подающих надежду учеников; так и прочий материал сопоставлен без всякой особой необходимости. Суровые искания немногих, поэтическое парение иных сочетается с обыденной атмосферой художественно-посреднического бюро. Все зто не укор интересному делу, как-никак заполняющему очевидный пробел, — но все тот же вздох о том, «когда же придет настоящий день?» Муки, в которых рождается наше художественное возрождение, не слишком ли продолжительны?

В этот день: