Образцами обновившейся и не изжитой живописи я считаю холсты г-жи Ходасевич. Она любит «хорошо одетых» мужчин и изящных женщин. Ее прельщает, очаровывает, приводит в восторг какая-нибудь клетчатая юбка, какой-нибудь элегантный красновато-коричневый пиджак или желтый сапог с матерчатым верхом; она не в состоянии остаться равнодушной перед длинными, аристократическими руками, перед каким-нибудь ташкентским ковром, шалью «с восточными узорами», ярко-зеленой лентой на голове.
Кроме отсталости, можно упрекнуть выставку и в чрезвычайной пестроте. Это хорошо для таких собраний старых калош, для такого синклита разваливающихся от ветхости «академиков», как «Мир Искусства», доходить до беспринципного всеприятия. Это им простительно молодиться и кокетничать передовитостью на счет вновь приглашаемых членов. Но как же так допускать подобную же беспринципность, подобное же все приятие на выставке передовой и идейной? «Безобразным» было в свое время соединение Серова с Врубелем, «безобразно» и сейчас соединение Кустодиева с Кончаловским, — но разве не такое же безобразие соединение «передвижнического реализма» Давида БурлюкаПоэт, художник с безумной импровизацией КандинскогоХудожник? Наконец, что общего между игрушечностью работ г-жи Ухановой и маэстрицей Ходасевич? Или между «литературщиной» ШагалаХудожник, поэт и «чистой живописностью» Поповой и УдальцовойХудожница-авангардистка?
Под громким названием «Выставка современных русских художников» на Марсовом поле приютилась кучка мнящих себя «новаторами» пачкунов. Каждый из участников выставки как бы задался целью победить рекорд безобразия и нелепости. Можно смело сказать, что сами авторы некоторых картин затрудняются объяснить их смысл, а между тем есть наивные люди, готовые отыскивать в этих произведениях какую-то глубокую идею. Пусть бы еще эти потуги на модернизм были действительно каким-нибудь «новым Авраамом» в искусстве, а в большинстве случаев это новое подражание иностранным образцам: ПикассоХудожник, Сезанну, МатиссуХудожник и т.д. Выставка производит впечатление чрезвычайного убожества. Впрочем, есть некоторые просветы, например, картина г-жи Ухановой «Бабье лето», портреты и эскизы г-жи Ходасевич, рисунки ШагалаХудожник, поэт и т.д. Картина г-жи Ухановой производит даже впечатление попавшей не в свою компанию.