Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему
Все теперь пойдет по-новому. Я был как в чаду. Не слышал даже, что говорил Керенский. Он в апогее славы. Наполеоновский жест: рука за пазухой; наполеоновский взгляд. Ходили слухи, что он спал на императорском ложе. Кабинет кадетов сменили полудемократы. Потом пришли демократы.
Единства не получилось. Крах.
Актеры и художники Михайловского театра решили учредить Министерство искусств. Я сидел у них на собрании как зритель.
Вдруг среди имен, выдвигаемых в министерство от молодежи, слышу свое. И вот я снова еду из Петрограда в мой Витебск. Если уж быть министром, то у себя дома.
Читать далее
Революция всколыхнула меня всей силой, овладевающей личностью, отдельным человеком, его существом, перехлестывая через границы воображения и врываясь в интимнейший мир образов, которые сами становятся частью революции…
Иногда одно лицо, одно выражение глаз может запомниться навсегда. Боже мой! Как я вижу испуганное несчастное лицо латышки, чуть не попавшей под колеса трамвая. Лицо было зеленовато-бледным, губы что-то шептали, глаза были устремлены прямо к небу. (Ее фигура немного напомнила фигуры Сагала или СегалаХудожник, поэт, современный художник-еврей, живет, кажется, в Париже). И в таких мелочах только и пустяках вдруг понимаю до конца, как мы несчастны и темны. И так стыдно, стыдно пользоваться удобством, уютом, не говоря уже о счастии...
Кроме отсталости, можно упрекнуть выставку и в чрезвычайной пестроте. Это хорошо для таких собраний старых калош, для такого синклита разваливающихся от ветхости «академиков», как «Мир Искусства», доходить до беспринципного всеприятия. Это им простительно молодиться и кокетничать передовитостью на счет вновь приглашаемых членов. Но как же так допускать подобную же беспринципность, подобное же все приятие на выставке передовой и идейной? «Безобразным» было в свое время соединение Серова с Врубелем, «безобразно» и сейчас соединение Кустодиева с Кончаловским, — но разве не такое же безобразие соединение «передвижнического реализма» Давида БурлюкаПоэт, художник с безумной импровизацией КандинскогоХудожник? Наконец, что общего между игрушечностью работ г-жи Ухановой и маэстрицей Ходасевич? Или между «литературщиной» ШагалаХудожник, поэт и «чистой живописностью» Поповой и УдальцовойХудожница-авангардистка?
Под громким названием «Выставка современных русских художников» на Марсовом поле приютилась кучка мнящих себя «новаторами» пачкунов. Каждый из участников выставки как бы задался целью победить рекорд безобразия и нелепости. Можно смело сказать, что сами авторы некоторых картин затрудняются объяснить их смысл, а между тем есть наивные люди, готовые отыскивать в этих произведениях какую-то глубокую идею. Пусть бы еще эти потуги на модернизм были действительно каким-нибудь «новым Авраамом» в искусстве, а в большинстве случаев это новое подражание иностранным образцам: ПикассоХудожник, Сезанну, МатиссуХудожник и т.д. Выставка производит впечатление чрезвычайного убожества. Впрочем, есть некоторые просветы, например, картина г-жи Ухановой «Бабье лето», портреты и эскизы г-жи Ходасевич, рисунки ШагалаХудожник, поэт и т.д. Картина г-жи Ухановой производит даже впечатление попавшей не в свою компанию.
ШагалХудожник, поэт покорил нас, и даже его «нелепица», его зеленые и красные летающие и изогнутые люди, кажутся давно знакомыми и художественно оправданными. Впрочем, может быть, осторожнее будет сказать, что уж слишком соблазнительна в Шагале печать подлинного дарования и, главное, очень тонкой, почти изысканной культуры рисунка и краски, чтобы наперед не простить ему его «чудачества» и полюбить его таким, каков он есть, как это делаем мы с каждым художником Божьей Милостью.