Революционная лихорадка заразила всех, в том числе художников, писателей, артистов, и композиторов. Самые талантливые люди столицы объединяются, чтобы создать министерство искусств и спасти культуру России от нее самой.
Участники: Федор Шаляпин, Максим Горький, Александр Бенуа, Зиновий Гржебин и еще 2, Мстислав Добужинский, Сергей Маковский
Дорогой Шура, пишу Тебе вроде как бы официально, по поручению «Союза художников-живописцев в г. Москве», в Совете коего я состою. Знаю от Якулова, что он тебя поставил в известность о нашем существовании и работе, знаю и очень рад, что Ты уже состоишь теперь членом «Союза», но дело в том, что следовало бы всему «Миру искусства» войти к нам (т.е. в нашу центральную федерацию, в которой слева —Машков, Лентулов и др., а справа — «Союз»), либо сейчас же приступить к организации в Петербурге такого же «Союза». Читать далее
Это было собрание второе по счету. Кроме МаяковскогоПоэт-футурист, художника Розенфельда не было ни одного профессионала в какой бы то ни было области искусства. Пришли к заключению, что членами «Общества пролетарских искусств» могут быть только члены партий — большевики и эсеры. При этом художник Розенфельд заявил, что он считает такую установку совершенной нелепостью и что он, несмотря на то, что он член партии, в случае если это постановление не будет отменено, выходит из «Общества пролетарских искусств». Читать далее
Нужно ли искусство в переживаемые нами дни?.. А как же иначе? — спросят нас. Искусство всегда нужно, оно всегда на своем месте. Ведь не зададитесь же вы вопросом: а нужна ли сейчас книга? То же самое и с искусством. Но вот МандельштамПоэт в газете «День» сомневается. Читать далее
Сегодня наша делегация во главе с СологубомПоэт направилась в Зимний дворец, где принимал Головин. Я считал, что наши тезисы не обоснованы, и говорил, что иду лишь посмотреть, как Головин, отличный оратор и председатель второй Государственной Думы, разнесет нас, но Сологуб довольно обстоятельно оппонировал, главное же, что в настоящее время слова «организация», «организованность», «общество» (хотя бы и такое довольно-таки фиктивное, как наше) имели чрезвычайный вес, и потому наше заявление было принято к сведению. Меня лично гораздо больше интересовал дворец и переход его от монархов к искусству.
Позвонил МейерхольдДраматический и оперный режиссер, создатель нового направления в русском театральном искусстве, сообщил, что в образующемся Обществе деятелей искусств — широком союзе, долженствующем объединить деятелей всей России — я избран от крайних левых «деятелей» в депутацию к комиссару императорских театров ГоловинуХудожник, сценограф, декоратор, член Академии художеств. Главный художник Императорских театров Участник объединения Мир искусств. Словом, это как раз там, где Глазунов протестовал против меня. Цель депутации — выступление против назревшего Министерства искусств, в котором уже якобы захватили власть БенуаХудожник, ГорькийПисатель, издатель и прочие. Я совсем не был настроен быть в каких-либо комиссиях и депутациях, будучи твердо уверен, что дело композитора — сидеть и сочинять.
ГорькийПисатель, издатель и вывезенная им из Италии радость жизни, которой не хватало русскому народу: теперь, по Горькому, настало осуществиться этой радости. Монаху пристало время взять счастье: и взял! Горький — министр изящных искусств. Едва ли он даже социалист. Эта языческая радость в народе выразится стремлением к захвату земли (дай Бог, чтобы к планомерному). Читать далее
При старом государственном строе, в тех ненормальных условиях, при которых развивалась наша художественная жизнь, во многих городах задуманы, а частью даже и осуществляются, разного рода памятники. Исходя из того, что значительная часть их не удовлетворяет требованиям художественного вкуса, Особое совещание по делам искусств при комиссаре над бывшим Министерством двора и уделов и Комиссии по делам искусств, учрежденная при Исполнительском комитете Совета рабочих и солдатских депутатов, постановили обратиться ко всем правительственным и общественным учреждениям, в ведении которых находится сооружение этих памятников, в особенности предназначенных к увековечиванию памяти династии Романовых, с настоятельной просьбой приостановить все работы по созданию этих памятников, а о проектах и начатых работах довести до сведения Особого совещания по делам искусств (Зимний дворец).
Считаю идею об учреждении Министерства изящных искусств вредной. Есть такие области в жизни, где следует действовать по соглашению, и есть такая область, где с этим считаться не нужно. В области человеческого духа соглашения между людьми быть не может. Если я делаю дело искусства, я соглашаться ни с кем не хочу. Если я стану писать картину и избираю такой предмет для моей фантазии, который нравится или не нравится обществу, я не буду думать в момент творчества полезен ли он, правилен ли он. Как деятель искусства, как человек науки, я хочу пользоваться не свободой, а вольностью, а с государством мне делать нечего.
Художники и революция
Заживо погребенная в наших мертвых живописных школах молодежь словно ожила. В стенах школ, училищ, академий ведется усиленная агитация в пользу предлагаемого Министверства изящных искусств. Печатаются воззвания, даже брошюры. Читать далее
Теперь живется так радостно и хочется так много сделать, что голова кружится. Одна только мечта — как-нибудь уйти от всяких «отвратительных постов». Горячо призываю всех художников, музыкантов и пр. надеяться, что никто не будет тянуться к власти: надо устроить все как следует, а во главе пусть будут не художники, которые должны работать, ничем не связанные, а какие-нибудь «сторонние», но любящие и знающие искусство.
Третий класс, который для себя ничего не требует и который является объектом эксплуатации обоих враждующих классов. Этот злополучный класс — интеллигенция. Та самая интеллигенция, которая подготовила, создала и воодушевила революцию, та самая интеллигенция, на которую свысока смотрит буржуазия, та самая интеллигенция, которую рабочий относит к буржуазии за привычку к чистой жизни. Читать далее
Актеры и художники Михайловского театра решили учредить Министерство искусств. Я сидел у них на собрании как зритель.
Вдруг среди имен, выдвигаемых в министерство от молодежи, слышу свое. И вот я снова еду из Петрограда в мой Витебск. Если уж быть министром, то у себя дома.
Читать далее
Было многолюдное собрание всех людей, имеющих касание с той ли с другой ли стороны к искусству. Происходило оно в Михайловском театре, я не пошел. Но мне рассказывали, что потребовалось выбирать представителей от музыки, и назвали ЧерепнинаНиколай Черепнин — композитор, дирижер и педагог. Стал первым композитором, к которому обратился Сергей Дягилев в самом начале своего проекта «Русские сезоны». и ЗилотиДирижер, пианист, управляющий труппой Мариинского театра, а кандидатами меня и ГлазуноваАлександр Глазунов — композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель, директор Петербургской консерватории..
Какая тяжелая кошмарная жизнь, и отчего нам живется тяжелее, чем кому-либо? Все ждешь уже несколько лет отдыха, ждешь спокойной работы — и нет, и нет. Все наши удары — еще не все. А тут художники ополчились против нас, левых, диких. Нас мало, мы не сгруппированы. Создается официальное искусство, где нам не будет места. Всякие коровины-лентуловы полезут в гору. Надо что-то делать.
Звонила Зинаида Венгерова. Между прочим, она сказала, что вчера на собрании артистов в Михайловском театре модернисты выбирали, по их мнению, достойных людей, писателей ПунинаИсторик искусства, сотрудник Русского музея Императора Александра III и Кузминапоэт, Глазунова и ПрокофьеваКомпозитор, из художников между разными новыми и молодыми — меня!