Новый пост
Свободная
история

Павел Флоренский

Секрет гениальности — в сохранении детства, детской конституции на всю жизнь.

Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы

Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов. Старайтесь записывать все, что можете, о прошлом рода, семьи, дома, обстановки, вещей, книг и т.д. Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье, к роду, знакомых, родных, друзей. Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть все около вас будет написано воспоминаниями, так чтобы ничего не было мертвого, вещного, неодухотворенного.

Больше не работает редактором «Богословского вестника»

Запели стихиры на «Господи, воззвах», и тут напало на меня странное состояние, внешне как будто оцепенение, что ли, и временное забвение всего, что было кругом. Сколько длилось это оцепенение, я не знаю — вероятно, не долго, потому что до окончания стихир я уже пришел в себя и заметил, что мои глаза мокры от слез. Внутренно оно было и полно содержания и как бы длительным. Мне представился ряд ярких, почти как сновидческие образы, быстро проносящихся видений. Читать далее

Москвичи, конечно, в ужасе. Для них революция — гром с ясного неба. Булгаков и Флоренский — как им войти на лоно «демократической республики» с миропомазанием мистического самодержавия? И какую личину надеть на себя хитро-мудрому Вячеславу Иванову? А прирожденный «ка-дет» Бердяев — как снести ему слабость и бессилие «кадетского» Временного правительства! А Гершензон, с его травлей германцев, с его призывом решения социальных и общественных вопросов путем личного совершенствования — в какой дыре сидит он теперь? Все они прекраснейшие, умнейшие, великолепнейшие люди, но только события наши всех их выбили из колеи, разбили наголову, сбросили со счетов истории. Читать далее

В Сергиевом Посаде

Ценность высшей школы вообще, а Академии в особенности, я вижу не в технической пользе обучения, а в возможности установить особую духовную и культурную среду, которая бы настолько могуче действовала бы на находящихся в ней, как профессоров, так и студентов, что их духовные и культурные силы, получая тысячи невидимых толчков, сами собою развертывались бы, вырастали и приносили плоды. Читать далее

Избран в комитет Вифанского района

Завещание

Моим детям: Анне, Василию и Кириллу и Олечке — на случай моей смерти 1. Прошу вас, мои милые, когда будете хоронить меня, приобщаться Святых Таин в этот самый день, а если уж будет никак нельзя, то в ближайшие дни. И вообще прошу приобщаться вскоре после смерти моей чаще. Читать далее

По вопросам политическим мне сказать почти нечего. По складу моего характера, роду занятий и вынесенному из истории убеждению, что исторические события поворачиваются совсем не так, как их направляют участники, я всегда чуждался политики и считал, кроме того, вредным для организации общества, когда люди науки, призванные быть беспристрастными экспертами, вмешиваются в политическую борьбу. Никогда в жизни я не состоял ни в какой политической партии.  

начал читать студентам 1-го курса МДА курс лекций по новой философии (Декарт)

Это охладило сепаратизм Мережковского, но он заявил, что на Пасхе быть в Москве не сможет, т.к. в это время будет с ФилософовымПублицист, критик, товарищ председателя Религиозно-философского общества в Кисловодске. Читать далее

Заседание Совета Религиозно-философского общества у Карташёва при участии МережковскогоПоэт, драматург, литературный критик, один из основателей символизма, Андрея БелогоПоэт, писатель, священника Соловьёва, протоирея Аггеева и меня, да ещё Мейера. Обсуждали вопрос о всероссийском съезде деятелей религиозно-философских обществ, здешнего, Московского, Тифлисского, Киевского, Рыбинского, Ярославского, Нижегород­ского и иных. Местом съезда избрана Москва, временем — Пасха 1917 года.

Мережковский вёл себя неприлично: сравнивал Булга­коваРелигиозный философ, публицист с Восторговым, говорил, что ему не о чем говорить с ФлоренскимСвященник, редактор журнала “Богословский вестник”, Вячеславом ИвановымПоэт, критик, переводчик, философ, которого он даже видеть не может. Карташёв указал ему, что его точка зрения на съезд — Протопоповская подтасовка выборов в 3-ю Думу и что психология его — типично бюрократическая, «Горемыкинская».

И вот среди степи, в дикой местности, я родился 21 января 1882 года, вечером, часов около семи — в час, всегда бывший самым моим любимым. Этот вечереющий час, между шестью и семью, всегда был моим часом, и по сей день нет для меня ничего сладостнее, милее и мистичнее, в хорошую сторону, чем этот час прозрачности, мира и наступающей прохлады. Зажигающаяся звезда Вечерняя, огонь в сумерки…

Внимательный взгляд непрестанно открывает новых и новых созерцателей, густою сетью охвативших Россию. Это — народный идеал «живой души», характеризующийся малообычным для Запада сочетанием мистики со строгою логикой, отдания себя Богу с деятельной любовью, религиозной традиции с политической прогрессивностью, короче, гармоническим сочетанием умозрения и практической деятельности.

Вместе с Павлом Александровичем Флоренским мы — заядлые любовники монет. В письмах мы то любимся, то ссоримся, спорим о земле и о небе; но когда глаза наши устремлены по одной оси и перед нами лежит греческая монета, то мы только потрагиваем за руку друг друга и уже не можем ничего говорить. Мир умолкнул, толпы нет, на нас глянула жизнь из-за двух тысяч лет, и завороженные ею, мы ничего не видим, не слышим в «юдоли здешней», иде же бысть «скрежет зубовный и окаянство».

Я неоднократно говорил, как противлюсь я миссионерским расчетам, соображениям о «свое» и «не свое» — временности высказываний, вообще о выгодности или невыгодности… То, что мне рассказывал о. Иларион о Вашем суде, потому меня и уязвило, что я отлично понимаю устроенность всего этого; когда нужно осудить, тогда ищется один подбор друзей, когда кого другого — другой. Пред любым городовым я покорен, — не за страх, а за совесть. Но пред «московскими славянофилами» я могу стоять, как один пред одним, а не пред какой-то партией, за которой не признаю ни права коллективного суда, ни права коллективного увещания, хотя все это признаю за каждым врозь.

Я больше не буду заниматься богословием.

Отрешенный от суетливой общественности и потому почти независимый от общественных давлений, притязающих на нашу свободу; не испытавший воздействий извне — ни денежных, ни служебных; не связанный литературным или каким-нибудь иным профессиональным самолюбием; своими болезнями и скорбями очищенный и от многих пристрастий, окутывающих других людей, — этот полуслепой старикФедор Самарин — славянофил, публицист, член «Московского кружка ищущих духовного просвещения». казался получившим от самой судьбы право на нравственный авторитет.

В настоящее время много говорится об участии мирян в деле церковного строительства и, кажется, мало проку выходит из этих обновленческих разговоров. Но если бы многие миряне имели хоть небольшую долю той преданности св. Церкви, которой жил покойный Федор Дмитриевич, если бы они хотя бы с частью его осведомленности, его бескорыстия и его смирения подходили к участию в церковной жизни, то, мне думается, самый разговор о допустимости их участия не поднимался бы, ибо такие миряне вошли бы деятелями в церковную жизнь как сыны Церкви, а не как противники, ищущие себе урвать от церковного достояния.

Первоначальное славянофильство, опираясь на дружески-родственное ядро, справедливо подчеркнуло значение дружества — познавательное и почти догматическое. Феодор ДмитриевичФедор Самарин — славянофил, публицист, член «Московского кружка ищущих духовного просвещения». оставался верен этой первоначальной стихии славянофильства. Он искал дружеского общения, хотел дружеского обсуждения интересовавших его богословских, философских и церковно-общественных вопросов, не доверяясь мысли одинокой и вместе не полагаясь на сношение печатное, в котором нет общения личного.

Возраст: 35
Живет в: Сергиев Посад
Интересы: поэзия, философия, богословие, русская икона
Профессия: священник, искусствовед

В этот день:

+11
В Петрограде
+10
В Москве
Индексы
24.68
Мясо парное
(1 сорт, пуд)
31.5
Лён отборный
(пуд) «посл. данные»
2.35
Зерно
(пуд)
183.5
Валюта
(10 фунтов стерлингов)