План СтаниславскогоДиректор Московского Художественного театра, режиссер, актер обеспечить существование Художественного театра путем так называемых студий — не одной, не двух, а десятка — проводится вот уже пять лет. Можно делать выводы — о целесообразности плана или частных ошибках... 2-я студия с «Зеленым кольцом» может облегчать выводы. Становится, на деле, на практике яснее, чего может Художественный театр ожидать от студий? Кто прав: Станиславский, видящий в них единственный настоящий путь, или те, кто отводят студии очень скромное место в судьбе Художественного театра?
Дорогой Александр Леонидович! Сегодня еще одна пьеса, в которой Вы выступаете в 200-й раз. Помимо того, что все это — пьесы, создавшие славу театру. Относясь к этому качеству с особенным почтением, прошу Вас от всего театра принять наш привет. Вместе с тем по обычаю, установившемуся в годы войны, препровождаю в Ваше распоряжение 200 р. на нужды войны.
Преданный Вам Директор-распорядитель Вл.Немирович-Данченко
Дорогой Константин Сергеевич!
Я просил через ЛужскогоАктер МХТ, режиссер, чтобы не делалось никаких репетиций. Надо дать всем хоть передохнуть от двойных спектаклей. И трех дней было бы не много. Это хорошо бы установить как правило. Это одно.
Затем должен Вам сказать, что от последней нашей беседы мое метание, неопределенность, мои опасения нисколько не успокоились. И чем энергичнее мои мысли, тем больше тыкаются они то об одну стену, то о другую.
Многоуважаемая Ольга Ивановна! В первые дни нашего общего горя я не мог говорить с Вами о материальной стороне в отношении Художественного театра к памяти Леопольда Антоновича. Да и сейчас еще мне это кажется преждевременным: так по крайней мере чувствую я. Однако считаю долгом подтвердить Вам то, что, надеюсь, Вы и сами предполагаете, т.е. что Художественный театр не может остаться безучастным к Вашему материальному положению. А так как в данное время еще трудно выяснить, как это выразится, то временно не откажитесь получать жалованье, причитавшееся покойному. Николай Александрович Румянцев поставлен в известность, и Вы можете свободно обращаться к нему сами или через доверенного. Простите, что приходится касаться такой темы, но, надеюсь, Вы верите в хорошие побуждения, диктующие мне это письмо. Искренно преданный Вам, В.Немирович-Данченко.
Я не могу, не умею, не способен управлять делом со связанными руками. Я не могу быть только исполнителем чужой воли. По крайней мере, в главных задачах я должен быть убежден. Вот уже седьмой год Вы ставите себя в такое положение, при котором Вы, если не морально, то формально, юридически остаетесь неответственным за дело театра. Явившись главным управляющим, директором-распорядителем, председателем Правления, — все равно, как называть, — да еще с диктаторскими правами, Вы ведь станете ответственным? Я очень высоко ценю Ваш опыт, но в свой опыт верю больше.
Теперь открывает двери еще один миниатюрный театр, называющийся 2-ой студией Художественного театра. Образовался этот театр из закрывшейся драматической школы Массалитинова, главный состав труппы сформирован из бывших учеников этой школы. Он как бы инкорпорирован Художественным театром и находится под верховным руководством СтаниславскогоДиректор Московского Художественного театра, режиссер, актер.
Уже был показан первый спектакль — пьеса ГиппиусПоэтесса «Зеленое кольцо», поставленная Мчеделовым. Когда ее читаешь, ей не веришь. Не веришь тому, что рисует г-жа Гиппиус: существованию этой мудрой зеленой молодежи, соорганизованной в кружок дядей Микой и призванной творить новую, мудрую и светлую жизнь. Ничего этого нет, все это вышло из головы автора, а не из наблюдений над действительной жизнью. Это — чисто головная мечта г-жи Гиппиус. Так в чтении. Читать далее
Наступает важный момент в жизни театра, его организации. Другого времени в жизни нашей уже не будет. Нельзя каждый год заниматься организацией. Мы можем опоздать как слишком русские. В первый раз за 18 лет я ставлю перед собой вопрос: оставаться мне директором или решительно отказаться? К кому же мне с этим обратиться? Я говорю Вам, Константин Сергеевич: для меня все это вопрос жизни, а не самолюбия. Прежде чем говорить кому-нибудь, я обращаюсь к Вам.
Дорогой Александр Александрович! Вам пока не надо приезжать для репетиций. То есть актеры еще не чувствуют в авторе необходимости. Вот как шла работа. Читать далее
Совет Художественного театра уполномочил меня вступить в переговоры относительно постановки «Собачьего вальса» Леонида Андреева.
Участие в синематографических снимках перешло среди наших в какую-то вакханалию. Синематографические рекламы с участием «артистов Московского Художественного театра» пестрят на стенах всех городов России. Настоящая художественная беда в том, что люди, едва начавшие разбираться в задачах искусства, и не успевшие еще охватить его ни технически, ни духовно... почему-то считают себя вправе выступать на экране в качестве созревших артистов. И весь ужас в том, что они, сами того не замечая, теряют чувство самокритики и развивают в себе легкомысленное отношение к делу, переходящее в пошляческую смелость. Читать далее