Новый пост
Свободная
история

Парад

Пока в России революция, Дягилев готовит в Париже премьеру нового грандиозного балета «Парад» с участием Сати, Кокто, Мясина, Пикассо и отлично проводит время.

Участники: Сергей Дягилев, Пабло Пикассо, Жан Кокто, Эрик Сати и еще 1, Леонид Мясин

Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы

Дорогой друг, вы просите меня сообщить кое-какие подробности о Parade. Спешу ответить. За стиль извините. Каждое утро на меня обрушивается все новая брань, порой она доносится совсем издалека. Критики озлобились на нас, хотя самого произведения они не видели и не слышали. И поскольку такую бездну неведения ничем не заполнить — ведь потребовалось бы заново объяснять все от Адама — я счел более достойным никому не отвечать вовсе. Так что я с равным удивлением просматриваю те статьи, что оскорбляют нас, и те, что выражают к нам презрение, и те, в которых снисходительность соперничает с иронией, и те, что нас невпопад поздравляют. Читать далее

Постановка «Парада» — действительно, великая дата в истории искусства. Содружество, я бы сказал — сообщничество КоктоПисатель, поэт, драматургСатиКомпозиторПикассоХудожник открыло цикл выдающихся постановок современных балетов у ДягилеваАнтрепренер, организатор «Русских сезонов», редактор журнала «Мир искусства». В «Параде» скандал вызывали не только пишущие машинки. Все было новым — сюжет, музыка, постановка; те, кто были постоянными посетителями «Русского балета» до 1914 года, оцепенев, смотрели, как подымается занавес Пикассо, совершенно для них необычный, открывая кубистские декорации. Это не был откровенно чисто музыкальный скандал «Весны священной». На этот раз все искусства брыкались в своих оглоблях. Читать далее

Постановка оправдала все ожидания, которые мы на нее возлагали. Публика оценила новизну темы, глубину музыки Сати, а также декорации и костюмы в духе кубизма. Кажется, зрители нашли «Парад» в целом занимательным и живым, и в то же время, судя по рецензиям, аудитория уловила серьезный подтекст и полутона. Усилия, которые мы приложили к синтезу новых форм в искусстве, снискали их признание!

Parade перевернет представления внушительного числа зрителей. Они наверняка будут застигнуты врасплох, но поражены будут самым приятным образом и, очарованные, они научатся распознавать все изящество современных движений, в чем они никогда не сомневались.

Партитура «Парада» должна была служить фоном для ярких внешних шумов, помещенных туда в качестве, как выразился Жорж Брак, «фактов». Затруднения материального характера и спешка репетиций затруднили доработку этих шумов. Нам пришлось вырезать их почти все. Иными словами, произведение было представлено публике в незавершенном виде, без своего венца и «изюминки».

«Парад» был не столько сатирой на массовое искусство, сколько попыткой перевести его в совершенно новую форму. Мы действительно использовали некоторые элементы современного шоу-бизнеса — рэгтайм, джаз, кинематограф, рекламу, приемы цирка и мюзик-холла, но мы выбирали лишь наиболее яркие черты, приспособив их для собственных целей.

Я слышал рев штыковой атаки во Фландрии, но это было ничто по сравнению с тем, что творилось в Театре Шатле! В ночь премьеры «Парада» я удивлялся ДягилевуАнтрепренер, организатор «Русских сезонов», редактор журнала «Мир искусства». Этот храбрый человек слушал, побледнев, как мертвец, рев зала. Он боялся — и ему было чего бояться. ПикассоХудожник, СатиКомпозитор и я не могли вернуться за кулисы. Толпа нас узнавала и угрожала нам. Без Аполлинера в его военной форме и с забинтованной головой, возможно, вооруженные шляпными булавками дамы выкололи бы нам глаза.

Премьера балета «Парад»

Я был до войны на одном балете ДягилеваАнтрепренер, организатор «Русских сезонов», редактор журнала «Мир искусства», вызвавшем скандал, — это была «Весна священная» СтравинскогоКомпозитор. Но ничего подобного тому, что случилось на «Параде», я еще не видел. Люди, сидевшие в партере, бросились к сцене, в ярости кричали: «Занавес!». В это время на сцену вышла лошадь с кубистической мордой и начала исполнять цирковые номера — становилась на колени, танцевала, раскланивалась. Зрители, видимо, решили, что актеры издеваются над их протестами, и совсем потеряли голову, вопили: «Смерть русским!», «Пикассо — бош!», «Русские — боши!».

«Парад» изображал жизнь бродячего цирка и состоял из ряда хореографически решенных цирковых номеров: акробатов, китайского фокусника, маленькой американки и коня. Последнего изображали два танцовщика, которые, к огромному удовольствию публики, выкаблучивали довольно сложные па под ритмы, заменявшие музыку. Были еще два менаджера в костюмах из кубических картонных конструкций, изображавшие небоскребы с окнами, балконами, лестницами, но не лишенные и каких-то человеческих форм. Танцовщики ненавидели эти костюмы, двигаться в которых было мучением, а в промежутках между номерами им приходилось проделывать немало телодвижений, что должно было изображать их беседу.

Антигармоничный, психованный композитор пишущих машинок и трещоток, Эрик СатиКомпозитор ради своего удовольствия вымазал грязью репутацию «Русского Балета», устроив скандал, в то время когда талантливые музыканты смиренно ждут, чтобы их сыграли… А геометрический мазила и пачкун ПикассоХудожник вылез на передний план сцены, в то время как талантливые художники смиренно ждут, пока их выставят.

В форменном пиджачке и короткой белой юбке она пересекала сцену чередой судорожных прыжков, широко размахивая руками. Затем она копировала шаркающую походку Чарли Чаплина, затем следовала пантомима, напоминающая «Опасные приключения Полины», — девочка прыгала на ходу в двигавшийся поезд, переплывала реку, состязалась в скоростной стрельбе из пистолета и, наконец, трагически погибала, когда тонул «Титаник». Все это искусно танцевала и мимировала Мария Шабельская, которая с истинным шармом и вкусом интерпретировала синкопированную в ритмах регтайма музыку Сати, и завершила свой танец, изображая ребенка, играющего в песок на морском побережье.

На первом плане крупной пуантелью (в духе Сейра) группа зрителей. Затем менаджеры, несущие на себе небоскребы (которые изображены и на кулисах), с многими окнами и с флажками наверху, напоминающие продавцов уличных лимонадов во времена французской директории и Наполеона I. Затем Китаец, вроде Гончаровской Морской царевны из «Садко». И акробат с голубой татуировкой австралийских островитян — просто девушка в короткой юбке.

Мы бы хотели, чтобы публика воспринимала «Парад» как работу, которая скрывает тончайшую поэтику под внешними трескучими и нарочито грубыми эффектами. Хохот для французов естественен — важно помнить об этом и не бояться хохотать даже в нынешние тяжелейшие времена. Он — слишком латинское оружие, чтобы пренебрегать им. «Парад» соединяет первую оркестровую партитуру Эрика СатиКомпозитор, первую работу со сценическими декорациями Пабло ПикассоХудожник, первую работу МясинаХореограф, танцовщик как хореографа-кубиста — и первую попытку поэта выразить себя, не прибегая к словам. Это самый подходящий способ воздать должное истинному «реализму» на сцене. Элементы… в «Параде» создают реальность, которая одна в силах двигать нас вперед, какой бы замаскированной она перед нами не представала подчас.

1/2
Эскиз занавеса балета «Парад». Пабло Пикассо. 1917 год

Вместе с помощниками расписываем занавес к премьере балета «Парад».

Дорогая Гертруда!

Целыми днями я работаю над моими декорациями и изготовлением костюмов, а также над двумя картинами, которые здесь начаты, и хотелось бы закончить их до отъезда. Декорации будут делаться прямо здесь. У меня тут шестьдесят (60) балерин. Спать ложусь поздно. Я знаком со всеми девушками в Риме. Сделал много фантастических работ в помпейском духе, получилось слегка фривольно, а еще я сделал карикатуры на ДягилеваАнтрепренер, организатор «Русских сезонов», редактор журнала «Мир искусства», БакстаХудожник, МясинаХореограф, танцовщик и на танцовщиц. Напишите мне.

Верный вам по нашей старой дружбе Пикассо

Мы серьезно обсуждали одно из предложений КоктоПисатель, поэт, драматург — балет с элементами цирка и мюзик-холла. Мы решили расположить сцену перед цирковым шатром, введя в состав действующих лиц акробатов, канатоходцев, фокусников, а также соединить хореографические формы с элементами джаза и приемами кинематографа. ПикассоХудожник был восхищен самим замыслом и предложил сделать костюмы в кубистском стиле — кубизм был тогда в расцвете. Он быстро представил несколько черновых эскизов. Наиболее поразительными были те, на которых Пикассо изобразил французского и американского менеджеров в виде рекламных щитов, показывающих вульгарность дельцов и шоу-бизнеса определенного толка. Для американцев он придумал коллаж — небоскреб, мозаика лиц и кричащая надпись «Парад», которая в конце концов стала названием спектакля. Читать далее

После четырех спектаклей в Риме труппа отправилась в Неаполь на короткий сезон в Театре Сан-Карло. Так как мы еще не закончили работу над нашим «Парадом», КоктоПисатель, поэт, драматург и ПикассоХудожник поехали с нами, и в течение длительного шумного железнодорожного путешествия мы неустанно обсуждали и совершенствовали замысел балета. Пикассо, веселый и оживленный от путешествия в целом и от кьянти, которое он выпил, неожиданно достал свой блокнот для эскизов и предложил пари, что нарисует мой портрет за пять минут, несмотря на тряску в поезде. Я еще не успел понять, что происходит, как он уже завершил мой портрет, блестяще передав сходство.

Мы создавали «Парад» в римском винном погребе, который назывался «Каве Тальони». Мы гуляли под луной с балеринами и посещали Неаполь и Помпеи.

В этот день:

Сегодня день рождения у
Айседора Дункан
+12
В Петрограде
+12
В Москве
Индексы
24.68
Мясо парное
(1 сорт, пуд)
31.5
Лён отборный
(пуд) «посл. данные»
2.35
Зерно
(пуд)
183.5
Валюта
(10 фунтов стерлингов)