Новый пост
Свободная
история

Василий Розанов

Русские как-то «не у себя дома в России».

Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы

Бенефис артистов великорусского оркестра В. В. Андреева дает случай и повод сказать и «от своей души», и, без сомнения, «от души» всей матушки Великой России горячее спасибо тем многочисленным талантам и тем мно­гочисленным труженикам, которые окружают «длинноногого журавля-вир­туоза», каковой стоит с палочкою на эстраде и «за всех» раскланивается «один». Они прекрасны, прелестны в этом умении «быть вместе», работать «согласно».

 И вот это — урок для русских, которые вечно о всяком деле спорят и около всякого дела ссорятся. 

Германия не хочет братства народов и совместности работы, она хочет единства и требует гегемонии. Между тем, до ХХ века, который мелькнет так же, как мелькнули и протекшие века, именно Германия была полна всяческо­го партикуляризма и обнаруживала всегда непонимание высших и объединя­ющих задач целого человечества. Читать далее

Дайте вещь в руки недобрым человекам, заранее к ней не предрасположен­ным, передайте садоводство технологу, а фабрику предайте садоводу, — пере­дайте семью монашеству или холостым чиновникам (ведь чиновнику необя­зательно быть хорошим семьянином, и даже вообще сколько-нибудь семья­нином), и вы получите «косой взгляд» на вещь, который ее постепенно «сгла­зит» и совершенно незаметно, между прочим, и для себя незаметно «перекосит» эту вещь, искривит, изуродует.

«Прелюбодеяние» и «незаконные дети»... А у меня на полках несколь­ко «Историй канонического права», в которых в каждой сказано, что вен­чать простолюдинов запрещалось приблизительно лет 400 истории христи­анства. Венчали только одних дворян и знатных. Пока не был издан такой-то закон императора, повелевший венчать и браки простолюдинов, крестьян и рабочих. Читать далее

Не тогда солнце двинулось, когда ЛапласПьер-Симон де Лаплас — великий французский математик, механик, физик и астроном. Известен работами в области небесной механики. сказал «движься», а когда женщина, почувствовав зачатие, поставила ногу на радугу, хочет и поднять другую на Сириус, но видя, что не хватает, закричала: «Да двинься же». И небо пришло в движение, а из всех звезд потекло молоко. С этого времени материя стала светиться.

Есть дела и мысли «вольные» и «невольные»; в «вольных» мы легко порхаем, а «невольные» делаем по необходимости, с мыслью, что и за нас когда-нибудь сделает «невольное дело» живой человек, когда мы сами будем мертвы и безгласны и «неповоротливы» в могиле.

Для очень и очень многих людей из нашего образованного общества, ищущих религиозной ясности, ищущих твердости, ищущих в основе всего фактической осведомленности, нельзя пожелать ничего лучшего, как чтение небольших, но всегда крайне тщательно составленных выпусков «Религиозно-философской биб­лиотеки», печатающихся уже много лет Новоселовым при участии и помо­щи выдающихся писателей философско-богословского настроения в России.

На 200 лет Россия втянулась в косную, бессильную, немощную подражатель­ность Европе, сперва вообще, а с XIX в. — по преимуществу в германскую подражательность, плоды коей мы пожинаем сейчас.

Да не повторится же и не продолжится же это впредь! На свои ноги становитесь, на свои ноги!

Я пристал к мамочке, как проститутка к Мадонне.
И вся жизнь моя обратилась в плач.
Вот суть. Читать далее

Очень нередко бывало в истории, что маленькие, незаметные и безвредные учреждения и начинания оканчивались страшными и вредными. Кто помнит и знает начало инквизиции? «В зародыше» все безвредно именно оттого, что все очень мало. Кого пугает горящая спичка, от которой закуривают папиро­су? Но кого не печет, не жжет и не разоряет пожар? Таково соотношение между «зародышем» и его «последствиями», понятное, впрочем, всякому.

Суть русской жизни, суть русских людей — полное неумение жить. Ост­рый народец, создавший гениальные поговорки, — между прочим и поговор­ки в этом самом неумении жить, — создавший гениальные песни, «за душу хватающие»: но вот ему надо помочь соседу, помочь в простой, несложной беде, – и он начинает чесаться, размышлять, – не уверен, не заплатит ли ему сосед злом за добро... И, выговорив на этот случай и об этом самом соседе новый гениальный афоризм, поворачивается лицом к стене и снова засьпает, как спал и до той минуты, когда его разбудил крик боли из соседней комнаты.

С Рождеством Христовым!

Кто лезет на небо, непременно будет раздавлен небом. Сейчас какое же слово утешения для вас? Сейчас не может быть утеше­ния, а может быть дан только совет. Этот совет — вот он: жить одною семьею, чтобы в едином сердце бился единый пульс. Но как далеки мы теперь от этого и как это прежде всего необходимо! Помолимся же в этот день единым сердцем и поживем этот год единою думою.

Ни мороз, ни грязное петроградское лето, ни отчаянная дороговизна, ни, на­конец, напор немцев и отпор немцам не могут остановить нашествия «йо­гов» на Россию, которые идут на нее с какими-то мутными глазами и затхлы­ми душами и несут какие-то печальные истины, может быть и высокие, но определенно отчаянные, унылые, тоскливые, где нет ни божества, ни вдохновения. Читать далее

Труд, дело, творчество — вот к чему зовет нас этот год. Будь горд, русский человек, — вот завет на Новый год.

Вместе с Павлом Александровичем Флоренским мы — заядлые любовники монет. В письмах мы то любимся, то ссоримся, спорим о земле и о небе; но когда глаза наши устремлены по одной оси и перед нами лежит греческая монета, то мы только потрагиваем за руку друг друга и уже не можем ничего говорить. Мир умолкнул, толпы нет, на нас глянула жизнь из-за двух тысяч лет, и завороженные ею, мы ничего не видим, не слышим в «юдоли здешней», иде же бысть «скрежет зубовный и окаянство».

Эх, русская молодежь: кто-кто не топтался в твоей душе. И твоя душа всегда ждала «нового постояльца». Только хозяин и родители ее, отечество,­ никогда там не находило места. Бывают люди без отечества. У нас какое-то странное отечество без людей.

«Русских в философии совсем нетЦитата из книги немецкого психолога Вильгельма Вундта «Нации и их философии. Глава к мировой войне».». А между тем, кажется, пре­философская нация, — и если вглядеться в характеры русские, в структуру русской души, в наши всяческие умственные и идейные странствия, осложняемые и биографическими данными до муки, до креста и могилы, — то как не сказать, что русская душа «бьется в двери философии», как бабочка, зале­тевшая в комнату, бьется в стекло окна, пьтаясь вылететь в сад. О «нефилосо­фичности души русской» странно говорить, когда это, может быть, самая философическая душа в Европе. Читать далее

Как сейчас помню тот вечер 1 января 1900 года, когда, собравшись в тесном кружке редакции, мы подняли вопрос, следует ли считать новый век с января 1900 года, когда цифра нового века впервые попадается в написании, или с января 1901 года. «Эльпе», т. е. Лазарь Константинович Попов, привел рассуж­дения, и всем стало ясно, что нужно еще 365 дней дожидаться «нового века»... Читать далее

Одно-два прилежных, умеренно талантливых поколения — и Россия могла бы выравняться «почти с Германией» по части книжного, научного творчества. Мысли эти часто в ночах я думал, все тоскуя: «Отчего русские так лени­вы?» Ссылка на «талантливость нашей нации» («все таланты — ленивы», обычный афоризм) — мало меня убаюкивала. «Ах, поменьше бы лукавого таланта, а побольше бы вы работали», — вот постоянная мысль. У меня вкрадыва­лась другая воровская мысль: «Да талант непременно будет нудить в рабо­те», «талант — это не покладая рук жизни».

Русские как-то «не у себя дома в России». Русским скорее живется легко за границей. Там им живется «обыкновенно», на «общем положении». Но в России русским живется решительно «необыкновенно»; и о «положении», например равном с иностранцами, и говорить нечего.

в этот день:

Сегодня день рождения у Казимир Малевич и Рюрик Ивнев
-22
В Петрограде
-23
В Москве
Индексы
24.68
Мясо парное
(1 сорт, пуд)
35
Лён отборный
(пуд)
2.35
Зерно
(пуд)
144
Валюта
(10 фунтов стерлингов)