Цирк и политика: да здравствует жонглер!
Связь между искусством и реальностью – та же, что между вином и виноградом.
Встреча с МейерхольдомДраматический и оперный режиссер, создатель нового направления в русском театральном искусстве открыла мне, что для него, как и для меня, совершенно естественно быть вместе с большевиками.
Кстати, о декадансе. Было бы любопытно проследить всякого рода футуризм в теперешних событиях. Между прочим, недавно в «Речи» приводили заявление Всеволода МейерхольдаДраматический и оперный режиссер, создатель нового направления в русском театральном искусстве в беседе общества «Искусство для всех»: «Г. Мейерхольд очень удивлялся, почему солдаты не приходят в театр и молча не освобождают его от “партерной” публики… Г. Мейерхольд восклицает: “Довольно партера!” Интеллигенцию выгонят туда, где процветают эпигоны Островского». Интересно, что Мейерхольд рассчитывает, будто демократические вкусы совпадают с его футуристическими кривляньями.
Мы, артисты государственных театров, считаем необходимым заявить о праве своем на существование как артисты государственных театров, потому что именно теперь особенно звонко и чрезвычайно напряженно должен прозвучать наш голос не только в нашей стране, но и во всех странах земного шара. Читать далее
Про пьесу «Обмен» Клоделя: мною уже выработан основной принцип всей планировки, придуман главный тон спектакля, найден любопытный трюк для действия.
В сентябре на меня навалились петроградские заказчики Мариинский, Александринский театры и организаторы многочисленных союзов. В ноябре я потерял работоспособность из-за болезни, которая привязала меня к постели на три недели. Чуть не умер.
Вчера состоялось собрание Союза деятелей искусства. МейерхольдДраматический и оперный режиссер, создатель нового направления в русском театральном искусстве снова стал требовать ликвидации «самозваных комиссий» (иначе говоря, просто нашей — единственной) и по этому поводу снова облил нас помоями, обвиняя в каких-то самых мелкокорыстных замыслах! Ей-Богу, не предполагал, что он такая гадина!
Все-таки надо признать, что наши настоящие властители, ЛенинЛидер партии большевиков и ТроцкийПредседатель Петроградского совета, люди недюжинные. Идут к своей цели напролом, не пренебрегая никакими средствами. Если это и нахалы, то не рядовые, своего рода гении. Керенский перед ними мелок. Он может умереть, но про него лучше того, что писали весной и летом, — уже не напишут. На каких-то тюфякахпремьер-министр, после царских, спит он теперь и где он теперь находит слушателей для своего пустомельного, выходит, красноречия? Кто-то сказал, что «если вы хотите узнать, что такое слава, то спросите о том поросенка, нюхающего воздух». Читать далее
Мы, петербуржцы, имеем все права на снисхождение. Слишком неблагополучно у нас.
Вчера я получил письмо от Профессионального союза петроградских сценических деятелей (с отметкой «12 сентября1917»). Оно шло тринадцать дней. Можно подумать, что Союз помещается где-нибудь во Владивостоке или в Туркестане. Почта, конечно, ни при чем. По-видимому, президиуму важно, чтобы на письме значилось: отправлено 12 сентября. Читать далее
Я все еще в Москве и не уезжал отсюда. Просидеть больше трех месяцев в городе, похожем на зал третьего класса какой-нибудь из узловых станций, да это — хуже пытки.
ВсеволодДраматический и оперный режиссер, создатель нового направления в русском театральном искусстве просил сделать ему рощу… Сологубовские отроки или, дьявол их разберет, кто, должны были там шататься и говорить меж собой, что им полагалось. А я сделал это дерево…
Я ненавижу Москву, и вот сижу здесь. Как в ссылке. Ставлю СологубаПоэт. «Навьи чары». Художник у меня хороший: ТатлинХудожник. Помощник тоже хороший: Инкижинов. И все-таки бежал бы, как Мопассан, бежавший (помните, у Чехова в «Чайке»?), бежавший от Эйфелевой башни.
Инициаторы организации Союза мастеров сценических постановок (режиссеров, объединенных с художниками-декораторами) просят Вас пожаловать на совещание по поводу организации названного союза во вторник, 16 мая, в 3 часа дня, в помещении Театра имени Комиссаржевской (Тверская, Настасьинский пер., 5). Основные вопросы совещания: Читать далее