Новый пост
Свободная
история
Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы

Дорогой, дорогой Лилик! Милый, милый ОсикТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка! «Где ты, желанная, где, отзовися». Вложив всю скорбь молодой души в эпиграф, перешел к фактам. Москва, как говорится, представляет из себя сочный, налившийся плод(ы), который Додя, КаменскийПоэт-футурист и я ревностно обрываем. Главное место обрывания — «Кафе поэтов». Кафе пока очень милое и веселое учреждение. («Собака» первых времен по веселью!) Народу битком. На полу опилки. На эстраде мы (теперь я — Додя и Вася до рождества уехали. Хужее.) Публику шлем к чертовой матери. Деньги делим в двенадцать часов ночи. Вот и все.   

Футуризм в большом фаворе.    Читать далее

МаяковскийПоэт-футурист понимал любовь так: если ты меня любишь, значит, ты мой, со мной, за меня, всегда-всегда, везде и при всяких обстоятельствах. Не может быть такого положения, что ты был бы против меня, как бы я ни был не прав, или несправедлив, и жесток. Ты всегда голосуешь за меня. Малейшее отклонение, малейшее колебание — уже измена. Любовь должна быть неизменна, как закон природы, не знающий исключений. Не может быть, чтобы я ждал Солнца, а оно не взойдет. Не может быть, чтобы я обнял березу, а она скажет «не надо».  

Мрачное впечатление на меня произвело то, что на ролях Потемкина, а то и Зубова при царице-ЛуначарскомБольшевик я увидел… МаяковскогоПоэт-футурист и БрикаТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка! Оба уже в штатском. Второй корчит ужимки, типичные для уверенного в своей силе фаворита. Они только промелькнули, направляясь к другому (тоже царскому) автомобилю. Если дело принимает такой оборот и эти господа (один из них настоящий скоморох, да и другой не многим выше), если они вместе с Ясинским станут вершить судьбами русского искусства, то дело совсем дрянь, и мне необходимо подумать о скорейшем и полнейшем отстранении. Легкомыслие Луначарского вполне допускает такую возможность.

Кто-то из знакомых сказал мне, что я избран в гласные городской думы по спискам большевиков. Для меня это явилось полной неожиданностью: никто моего согласия не спрашивал и никому я его не давал. Я не политик, ни в какой партии не состою, я культурный деятель, поэтому не знаю, хорошую ли политику ведут большевики или нет. Культурная программа большевиков невозможна. Если представить им свободно хозяйничать в этой области, то получится нечто, ничего общего с культурой не имеющее. Единственный верный путь — неуклонно вести свою культурную линию, быть везде, где культуре грозит опасность, стойко защищая ее от всякого, в том числе и большевистского вандализма. Если большевикам моя позиция не подходит, то прошу вычеркнуть меня из списка гласных.

Милый Володенька, собираемся в Москву. Я рада, что у тебя все хорошо. У меня болит колено, и я вторую неделю не танцую. ОсяТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка на постоянном жалованьи в «Новой жизни» нанялся! (200р) Здесь очень тепло, но страшно скользко. Шура поехал в Архангельск покупать пароход. Говорят — в Москве после десяти вечера не выходят на улицу. Это очень противно. Я на три фунта потолстела и пришла в отчаяние. Хочу худеть, но почему-то с утра до ночи есть хочется и не могу удержаться. Комната моя мила, но не очень, многого не хватает (обои, портьеры, лампы). Академию Ося прибрал к рукам. Об Осипе каждый пишут в какой-нибудь газете по поводу его письма в «Нов. жизни»: ругают и справа, и слева. Говорят — да и в газетах было — что на улицах рабочие пели: …и рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй (не помню начала). Целую тебя, Володенька, и Оська целует. Лиля.

Основной проблемой демократического искусства является вопрос о так называемом «народном творчестве». Мы так привыкли к делению искусства на «настоящее», «народное», что, пожалуй, самая постановка вопроса может показаться странной . А между тем гораздо странней, что поэмы, симфонии, музейные картины почитаются искусством, а частушки, песни, лубки — бытовыми явлениями.
Читать далее

Дорогая Личика, дорогой ОськаТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка!  

Целую вас в самом начале письма, а не в конце, как полагается: не терпится! Что у вас? Счастливые люди, побывавшие в этой сказочной стране, называемой «у вас», отделываются, мерзавцы, классической фразой: «Лиля как Лиля». Читать далее

БрикТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка говорит:

— Вы, Михал АлександровичНастоящее имя Ивнева., что-то, по-моему, пополнели.

— Я?

— Да, в плечах будто расширились. Читать далее

Вечер провел у БрикаТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка. Много о моменте — откол интеллигенции, равнодушие ее к социальному творчеству, злобность, «слюна» и т. д. О НикольскомЮрист, преподаватель, черносотенец, о ГиппиусПоэтесса. Здесь что-то очень характерное. Этим людям нужны были только политические реформы. А для нас именно это неинтересно и безразлично. Меня всколыхнуло и потянуло именно то, что я увидел тягу к новой культуре, к новому социальному строю.

Был БрикТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка. Долго беседовали на литературные темы. Он говорил о ритме. Материал протяженный (музыка) и материал ударный (поэзия). В русском стихе, основанном на экспирации стоп, нет хорея, ямба и т. д, а есть ударения и промежутки между ними, разно заполняемые. Много говорили о МаяковскомПоэт-футурист — он подтвердил мои выводы. Чрезвычайно сильная артикуляция, (в связи с этим характерные контрасты гласных а-у), повышенно сильная экспирация, дающая возможность рифмовать «икон чело — кончило»; своеобразная метафора, где из двух раздельных представлений (собственного и метафорического) сделано третье, нераздельное, неразрывное («лебеди шей колокольных» как и «в небе паркета»). Вообще, этот прием — из двух раздельностей делается нечто третье. Расстановка слов. Малое значение подлежащего — частое его отсутствие. Общая формула — повышенная энергия языка.

Обращая казенное, т.е. народное издание в партийное  большевики идут вразрез с основным лозунгом социалистической и общедемократической культурной программы свободы духовного самоопределения… Надо в корне изменить всю постановку дела. Надо идти навстречу духовной самодеятельности народа, а не навязывать ему свыше определенную узкопартийную культурную программу.

Посуди о переполненности и разнообразии моего дня хотя бы по сегодняшней программе: утром — письмо к тебе, подготовка к реферату, чтение газет, потом — ранний обед (я обедаю по возможности в 12 часов, но сегодня не знаю, будем ли вообще-то обедать: идет стачка официантов). Затем еду в редакцию «Новой жизни» на 2-е собрание имеющего скоро выходить лево-социалистического сатирического журнала «Тачка». Редактор его — футурист с.-д. БрикТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка. В литотделе участвуют футурист с.-д. МаяковскийПоэт-футурист, А. М. Горький-ПешковПисатель, издатель, твой слуга, Эмиль КроткийНастоящее имя — Эммануил Герман. Поэт, сатирик, фельетонист. Автор «Сказки о том, как царь места лишился»., Оль д’ОрНастоящее имя — Иосиф Оршер. Писатель, сатирик, пародист, сотрудничал с журналами «Сатирикон», «Новый Сатирикон» и другими., БазаровВладимир Базаров (Руднев) — философ, экономист, до лета 1917 года состоял в РСДРП(б)., Левидов и др. В художественном: А. БенуаХудожник, Петров-ВодкинХудожник, теоретик искусства, Альтман, Маяковский (все тот же, преталантливый, молодой полувеликан, зараженный кипучей энергией, на глазах идущий в гору и влево), ЛебедевВладимир Лебедев — художник, график, автор плакатов и книжных иллюстраций. Как политический карикатурист сотрудничал с журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». и др. Издатели: ТихоновПисатель, сотрудник издательства «Парус», псевдоним — Серебров., Гржебин. Читать далее

Вспомнят ли, что сегодня начало войны? Рано утром разбудили безумные визги и завывания сирены. Я уж подумал, что цеппелин, но потом все стихло. Странно — никакого страха, так же как и от вчерашнего известия, что немцы собираются идти на Петербург. Читать далее

По поводу статьи БенуаХудожник «Закрепощение художественных сокровищ». Запрещение вывоза художественных сокровищ из России не есть решение вопроса. Необходимо в корне изменить современные формы купли-продажи художественных произведений, надо изъять их из обычного порядка товарного оборота и создать такой порядок, при котором реализовалась бы их не денежная, а художественная ценность. Но как экспериментальная мера запрещение вывоза не только желательно, но совершенно необходимо, иначе России грозит полное оскудение художественными сокровищами, и не потому, что «вещам здесь стало неуютно», а потому, что их случайным обладателям понадобились деньги.

Создал левый блок «Союза деятелей искусства»