Новый пост
Свободная
история

Всеволод Мейерхольд

Связь между искусством и реальностью – та же, что между вином и виноградом.

Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы

Инициаторы организации Союза мастеров сценических постановок (режиссеров, объединенных с художниками-декораторами) просят Вас пожаловать на совещание по поводу организации названного союза во вторник, 16 мая, в 3 часа дня, в помещении Театра имени Комиссаржевской (Тверская, Настасьинский пер., 5). Основные вопросы совещания: Читать далее

Революцию на улице задавили, но театр продолжал свою революционную роль. Теперь они будто отняли друг у друга роли — актеры стали консервативны. Актеры забыли репертуар БлокаПоэт, СологубаПоэт, МаяковскогоПоэт-футурист. Кто виною этому? Партер, молчаливый бесстрастный партер, как место для отдохновения.

Довольно партера! Интеллигенцию выгонят туда, где процветают эпигоны Островского. А пьесы тех авторов, которые упоминались выше, будут ставиться для крестьян, солдат, рабочих и той интеллигенции, которая скажет: довольно спать! Тогда театр будет на высоте.

Мейерхольдовщина

Что такое МейерхольдДраматический и оперный режиссер, создатель нового направления в русском театральном искусстве? Из выходных актеров труппы московского Художественного театра он старался сделаться «внушителем» Станиславского, которого он довел до потери крупного капитала на организацию первой студии. По решению артистов этой труппы он должен был оставить Москву. Тогда могильщик антреприз сделался антрепренером. Его правление в херсонском театре и в одном из кавказских закончилось скандалом и, как утверждают, даже самоубийством. Читать далее

Искусство по духу родственно революции, что в силу неких причин сейчас эта связь оборвана и что вина за это в театре возлагается на сонный, равнодушный к искусству партер. Когда в партер придет пролетариат, искусство театра воспрянет к новой жизни.

Позвонил МейерхольдДраматический и оперный режиссер, создатель нового направления в русском театральном искусстве, сообщил, что в образующемся Обществе деятелей искусств — широком союзе, долженствующем объединить деятелей всей России — я избран от крайних левых «деятелей» в депутацию к комиссару императорских театров ГоловинуХудожник, сценограф, декоратор, член Академии художеств. Главный художник Императорских театров Участник объединения Мир искусств. Словом, это как раз там, где Глазунов протестовал против меня. Цель депутации — выступление против назревшего Министерства искусств, в котором уже якобы захватили власть БенуаХудожник, критик, один из основателей объединения «Мир искусства», ГорькийПисатель, издатель и прочие. Я совсем не был настроен быть в каких-либо комиссиях и депутациях, будучи твердо уверен, что дело композитора — сидеть и сочинять.

На революцию! Товарищи!

Петроградские деятели искусств — художники, поэты, писатели, актеры и музыканты — образовали общество «На революцию» с целью помочь революционным партиям и организациям в проповеди революционных идей путем искусства. Товарищи, — если вы хотите, чтобы ваши манифестации, плакаты и знамена были заметней, — дайте вам помочь художникам. Читать далее

На собрании деятелей искусств

Le grand jourФр. — «большой день».... В качестве резюме сегодняшнего дня. Я не знаю, плакать или смеяться разумнее, впрочем, комический элемент доминировал. В первый раз я увидал то, что называется «революционным настроением» или «революционным возбуждением», воочию, и, увы, оно не оказалось хотя бы чем-либо внушительным, эффектным, а просто... самым настоящим «зверинцем»! Читать далее

Катя — на «Маскараде» была. Должна была идти пешком. Подходя к театру, видела, как на ее глазах шальная пуля убила студента, покупавшего билет у барышника. Театр был целиком набит. 4 года МейерхольдДраматический и оперный режиссер, создатель нового направления в русском театральном искусстве с ГоловинымХудожник, сценограф, декоратор, член Академии художеств. Главный художник Императорских театров Участник объединения Мир искусств собирались поставить «Маскарад», и вот наконец «разрешились». Читать далее

Премьера спектакля «Маскарад»

Я даже рискнула поехать в Александринский театр на бенефис Юрьева, давали «Маскарад» Лермонтова в постановке МейерхольдаДраматический и оперный режиссер, создатель нового направления в русском театральном искусстве. Улицы были спокойны, и я проехала туда и назад благополучно.

Романтизм надо искать в той сфере, в какую попадал Лермонтов, зачитываясь Байроном в московском пансионе. И не Венеция ли XVIII века, переданная между строк байроновской поэзии, дала Лермонтову ту сферу грез, ту сферу волшебного сна, какими овеян «Маскарад». Не эти маски, свечи и зеркала, не эти ли самые страсти у игорных столов, где карты засыпаны золотом, не эти ли интриги, возникающие из маскарадных шуток, не эти ли залы, где сумрачно, несмотря на блеск свечей в многочисленных люстрах, находим мы у Лермонтова в его «Маскараде»?Не эта ли самая венецианская жизнь, зараженная магизмом, всегда скрытым в картах и в золоте, сквозит в образах лермонтовского «Маскарада», стоящих на границе с бредом, с галлюцинацией.

В первой части все для зарождения ревности, здесь дан первый толчок для развития драматической коллизии. Здесь на сложном фоне выделены две фигуры: Нина и Арбенин. Во второй части Арбенин сводит счеты с княземи баронессой Штраль, и только в тертьей части он возвращается в основное русло драмы, к борьбе с иной. Слегка намеченное в первой части - роль Шприха в свете - во второй части развито с большою подчеркнутостью. Интрига действует со всею силою. Видимо, чья-то невидимая рука (Неизвестны) уже приступила к дирижированию. Шприх кажется наемным шпионом и наемным интриганом. Главное действующее лицо выступает в третьей части. Это - Неизвестный. Неизвестный добивает свою жертву тогда. когда прислужники его (Шприх и Казарин) достаточно подготовили дело.

Все рассчитано на быструю смену картины. Все движется перед зрителем как во сне. Рампа уничтожена. Свет только сверху и с боков. По окончании спектакля опускается траурный занавес

Сбор (около 5000 руб.) от сегодняшней генеральной репетиции «Маскарада» предназначен в пользу помощников режиссеров, суфлеров и библиотекарей Императорских театров в Петрограде.  Читать далее

Лермонтов задумал написать злую критику на современные нравы. И то, что должно было быть главным в пьесе, делается фоном. С грибоедовским театром не справляется Лермонтов. Перевес берет шекспировский театр. С ним Лермонтов справляется блестяще, и драма ревности на первом плане.

Роль Арбенина всегда поручалась так называемому «герою-резонеру». Я пробую нарушить традицию. Читать далее

Днем Эрнст с нашими девицами в Александринском театре на генеральной репетиции лермонтовского «Маскарада», постановку которого ГоловинХудожник, сценограф, декоратор, член Академии художеств. Главный художник Императорских театров Участник объединения Мир искусств готовил много лет в тесном сотрудничестве с МейерхольдомДраматический и оперный режиссер, создатель нового направления в русском театральном искусстве. То, что получилось, говорят и Эрнст, и наши барышни, превосходит все до сих пор виданное по роскоши, но и по безвкусию. Читать далее

Милостивый государь,

если Вы уже получили кн. 2–3 журнала «Любовь к трем апельсинам» и если Вы уже видели на стр. 159 объявление о «Центрифуге», — быть может, Вы найдете возможным подарить нам один экземпляр Аксенова «Елисаветинцы». Будем Вам очень-очень признательны.

Уважающий Вас Вс. Мейерхольд.

Спектакль делится на три части, причем между каждой частью устанавливается антракт, длящийся не более 15 минут. Такое деление установлено не соображениями технического свойства. При таком делении драмы зрителю удастся сосредоточить свое внимание.

Дорогой Михаил Алексеевич, отчего Вы забыли о моем существовании? Отчего никогда не хотите позвонить по телефону? Отчего не хотите побывать у меня? 

Сегодня — открытие Студии. Из «Привала» ушел, вернее, этой осенью и не входил в него. Теперь, когда меня там нет, ах, как радуюсь, что нет меня там. Теперь я в Мариинском театре. Ставлю «Каменного гостя» Пушкина — Даргомыжского.

Возраст: 43
Живет в: Петроград, Съезжинская, 12
Интересы: театр, революция
Профессия: театральный режиссер

В этот день:

+9
В Петрограде
+10
В Москве
Индексы
24.68
Мясо парное
(1 сорт, пуд)
31.5
Лён отборный
(пуд) «посл. данные»
2.35
Зерно
(пуд)
183.5
Валюта
(10 фунтов стерлингов)