Новый пост
Свободная
история
Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы

Звонила Зинаида Венгерова. Между прочим, она сказала, что вчера на собрании артистов в Михайловском театре модернисты выбирали, по их мнению, достойных людей, писателей ПунинаИсторик искусства, сотрудник Русского музея Императора Александра III и КузминаПоэт, писатель, композитор, Глазунова и ПрокофьеваКомпозитор, из художников между разными новыми и молодыми — меня!

Гумилев сказал: есть ванька-встанька, как ни положишь, всегда встанет; Лунина как ни поставишь, всегда упадет. Неустойчивость, отсутствие корней, внутренняя пустота, не деятельность, а только выпады, не убеждения, а только взгляды, не страсть, а только темперамент, не любовь, а только импульс и так далее, до бесконечности. Читать далее

Войско дезорганизовано, ходят толпами, пьяных мало, отдельные воинские патрули без офицеров пытаются поддерживать порядок. Неужели, действительно, творческие силы социализма будут реализованы? Мой народ, сумеешь ли ты стать наконец величайшим народом?

На углу Кирочной и Литейного бой. В воротах Экономического общества (Армии и Флота) засели около 60 человек солдат с офицером, верных правительству, они отстреливаются. На парадной Александровского Комитета о раненых, что напротив по Кирочной, испорченный пулемет, его поливают горячей водой, говорят, замерз.

На улицах полное движение по панелям, интеллигенции крайне мало.

Высокое напряжение. Правительство стреляло в рабочих и толпу. Убитые. О Государственной думе ничего не известно. Вечерние газеты не вышли. Говорят, казаки братаются с рабочими. В одной типографии на Васильевском острове они пили чай вместе с типографскими рабочими, об этом сообщил мой сосед, хозяин этой типографии. Может ли это служить симптомом?..

Образовано Временное правительство. Со стороны Владимирской площади, откуда доносятся выстрелы, несутся автомобили-грузовики, наполненные вооруженными рабочими и солдатами: огромные красные флаги, крики «ура» и стрельба в воздух. Передают, что Арсенал взят, взяты Артиллерийское управление (защитник его генерал Матусов убит), Кресты; осаждают Петропавловскую крепость. Целый ряд полков на стороне революционеров; называют Преображенский, Саперный, Кексгольмский, Семеновский... Крепость взята, как говорят. Вечер, темно, только что прошли с музыкой восставшие егеря. Автомобили непрерывно несутся по Загородному, их встречают криками «ура», солдаты и рабочие стреляют в воздух, народу мало, жутко и темно; непонятная стрельба по всему Загородному, солдаты бродят кучами, курят и бессмысленно стреляют. Революция принимает формы военного бунта.

Не спал всю ночь, напротив горит участок, зарево; непрерывно раздаются отдельные ружейные выстрелы.

Настроение крайне напряженное. Работать трудно. На Невском время от времени собираются толпы, разъезжают казаки. Дума мямлит. К вечеру слухи о забастовках ходили по всему городу, трамвайное движение расстроено. Запасаются керосином, свечами, водой. Хлеба действительно мало; у мелочных очереди; некоторые женщины плачут из боязни не получить хлеба.

Прошел к Обуховской больнице; толпа. Убитые в покойницкой. Небольшой скользкий сарай, вдоль стен лавки, на которых приготовлены белые простыни с красными крестами. Пять человек убитых лежат завернутыми в эти саваны: три рабочих, мальчишка, женщина; толпа движется, обсуждает, возмущается. Стреляют, говорят, с утра, на Литейном, Кирочной, у Николаевского вокзала...

Как только встал, услышал выстрелы со стороны Садовой и Невского. День солнечный, ружейная трескотня, резкая. На улицах необычайное движение. Трамваи не ходят, газет нет. Прошел к Обуховской больнице; толпа. Убитые в покойницкой. Небольшой скользкий сарай, вдоль стен лавки, на которых приготовлены белые простыни с красными крестами. Пять человек убитых лежат завернутыми в эти саваны: три рабочих, мальчишка, женщина; толпа движется, обсуждает, возмущается. Стреляют, говорят, с утра, на Литейном, Кирочной, у Николаевского вокзала..

Только тот — поистине редкий — тип человека творческого, который мыслит, живет и реализует себя по преимуществу живописными формами, т.е. краской, пространственной формой, отношениями и проч., — только тот в результатах своего творчества дает чистую живопись.

Война сделала с нами свое дело. Она оторвала от нас куски прошлого, которое должно было принадлежать нам. Одно укоротила, удлинила другое и, переключив мир на новую скорость, подостлала под наши жизни зловещий фон, на котором все стало казаться одновременно и трагичным, и ничтожным. Мы рано поняли, что прием, которым с ошеломляющим успехом первые участники футуристического — эпатировать буржуа — этот прием был вреден и неуместен в условиях 1915—16 годов. Он приучал относиться к искусству как к скандалу, снимал качество и действительный смысл художественной борьбы. «Буржуа» были уже настолько «эпатированы» войной — этим футуристом, шагавшим по шару в кровавой кофте непрекращавшихся закатов, — что эпатировать его дополнительно было попросту глупо. И у нас сложилось мало-помалу ироническое отношение ко всему, что было связано с первым футуристическим походом.

Только ТатлинХудожник и ХлебниковПоэт-футурист стояли нерушимыми.

Кандинский… я не только верю в совершенную и глубокую серьезность этого мастера, но верю и тому, что этот человек обладает талантом. Тем не менее, художественные таланты Кандинского малы. Пока его работа протекает в областях чистого (поскольку вообще в мире есть что-нибудь чистое) спиритуализма, он дает известное ощущение, но как только он начинает говорить «языком вещей», он становится не только плохим мастером (рисовальщиком, живописцем), но просто пошлым и самым обычным художником. Великая заслуга Кандинского в том, что он ушел от живописи сюжетной; очень еще многие не сделали и этого шага.

1/3
Валентина Ходасевич. «Персидский мальчик. Портрет Константина Липскерова». 1916 год

Образцами обновившейся и не изжитой живописи я считаю холсты г-жи Ходасевич. Она любит «хорошо одетых» мужчин и изящных женщин. Ее прельщает, очаровывает, приводит в восторг какая-нибудь клетчатая юбка, какой-нибудь элегантный красновато-коричневый пиджак или желтый сапог с матерчатым верхом; она не в состоянии остаться равнодушной перед длинными, аристократическими руками, перед каким-нибудь ташкентским ковром, шалью «с восточными узорами», ярко-зеленой лентой на голове.

Я слышал — сегодня упали все американские ценности. Значит, мир. Разум не верит. Если Германия действительно больше не может воевать, войну следует продолжать; если она только хочет заключить мир — мир следует заключить: у нас нет надежд на стратегический успех. Читать далее

Я не только верю в совершенную глубокую серьезность этого мастера, но верю и тому, что этот человек обладает талантом, тем не менее, художественные достижения Кандинского малы. Пока его работа протекает в областях чистого (поскольку вообще в мире есть что-нибудь чистое) спиритуализма, он дает известное ощущение, но как только он начинает говорить «языком» вещей, становится плохим мастером (рисовальщиком), просто пошлым и самым обычным художником, каких так много на последних выставках Мира искусства«Мир искусства» — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Основатель: Александр Бенуа. Участники: Бакст, Дягилев, Рерих, Билибин, Васнецов, Левитан, Нестеров, Сомов, Серов и многие другие..

На «Выставке современной русской живописи» участвуют имена и давно известные, признанные или полупризнанные, и незнакомые нам, впервые нами прочитанные.

Из полупризнанных, т. е. из тех, о которых постоянно говорят в художественных кругах, но о которых молчат в салонах и в салонных специальных художественных журналах, я бы хотел назвать три имени, и хотел бы просить их запомнить. Это Удальцова, Попова и Пестель. Читать далее

МитуричПетр Митурич — русский художник, теоретик искусства, изобретатель. почти склонен утверждать, что все, что создается «вдохновением», импрессионистично.

Николаевский госпиталь, две недели... Деревянные бараки вокруг небольшого дворика. Нас привели вечером, часов в девять. В этот день никто из нас не ел. Мы шли через улицу из главного здания в желтых халатах, вереницей, мимо часового у ворот. Палата 2-я. Сорок коек, вшивых, полных клопов, сбитые матрасы, запах соломы; накурено, наплевано, пахнет нечистотами, хлебом, потом, тускло горят две лампы под дощатым, переплетенным балками потолком. Нас тотчас обступили; расспросы. Через полчаса нас уже ели клопы. Читать далее

Возраст: 28
Живет в: Петроград
Профессия: историк искусства, художественный критик
Работа: Секретарь совета Художественного отдела при Русском музее Императора Александра III

В этот день:

+11
В Петрограде
+10
В Москве
Индексы
24.68
Мясо парное
(1 сорт, пуд)
31.5
Лён отборный
(пуд) «посл. данные»
2.35
Зерно
(пуд)
183.5
Валюта
(10 фунтов стерлингов)