Новый пост
Свободная
история

Русские сезоны

«Русские сезоны» Сергея Дягилева готовят грандиозную постановку во Франции, пока обиженный на бывшего любовника Вацлав Нижинский пытается покорить США.

Участники: Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Сергей Дягилев, Анри Матисс и еще 9, Лев Бакст, Пабло Пикассо, Вацлав Нижинский, Клод Дебюсси, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Леонид Мясин, Коко Шанель, Ромола Нижинская

Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы

Мой дорогой Дягилев, выйдя со спектакля «Русского балета», я тщетно пытался Вас увидеть. Я позвонил по телефону в Шатле, но думаю, что было бы проще позвонить Богу… Необходимо, чтобы мы попробовали еще раз обрести особую красоту русских балетов. «Старая мечта оживает» и… очень располагает к грусти, потому что столько ужасов обрушилось на нашу жизнь.

Открытие Русских сезонов в Париже. Для Всего Парижа (и английских офицеров) это восшествие кубизма на трон на сцене Chatelet. ПикассоХудожник, Эрик СатиКомпозитор. Снобы рты разинули от восхищения.

Позвольте мне привлечь Ваше внимание ко вчерашнему маленькому инциденту по поводу изменения, произошедшего в постановке «Жар-птицы», и появления красного знамени, символизирующего русскую революцию… Предупреждаю Вас, что на значительную часть французского общества, представленного некоторыми из своих руководящих элементов на вчерашнем спектакле, произвело очень плохое впечатление это выступление, которое они считают по меньшей мере ненужным, не имеющим никакого касательства к балету и кажущимся только провокацией по отношению к их самым почтенным чувствам. Читать далее

На премьере балета «Русские сказки»

За день или за два до Дягилев объявил, что решил внести изменения в финальную картину балета, чтобы она более соответствовала духу времени. Вместо короны и скипетра Царевичу теперь будут вручать фригийский колпак и красный стяг. Это была дань первой, «либеральной», февральской революции в России… Красный стяг символизировал победу сил света над силами тьмы, воплощаемыми Кощеем. Этот дягилевский жест нам всем показался неуместным, но наш руководитель был упрям и не желал никого слушать.

Однако, когда зрители крайне холодно на это новшество отреагировали, он понял, что получил плохой совет и восстановил сцену в первоначальном виде.

Много проблем возникло вокруг вопроса о том, как быть с лошадью королевича. Дягилев поручил художнику-футуристу Фортунато Деперо изобрести что-нибудь подходящее, и однажды тот пригласил нас в свою студию на окраину Рима. Когда мы вошли в комнату, художник гордо указал на созданную им конструкцию — слона гигантского размера! Мы некоторое время стояли, тихо и изумленно уставившись на него, пока Дягилев в порыве гнева не разбил тростью животное, сделанное из папье-маше. Читать далее

В Париже фронт сравнительно близок. Тем не менее жизнь здесь также казалась совершенно обычной. Правда, многие обитатели покинули город и, поскольку мужчины призывного возраста находились в армии, не чувствовалось обычного веселья. И все же очарование Парижа осталось.

Мы отправились в Париж на сезон в Театре Шатле. Это был наш первый визит туда с начала войны. Парижане, обычно веселые, казалось, сильно изменились под угрозой вторжения.

Здесь так мирно и тихо, несмотря на войну; море синее, и глубокие теплые волны ветра туманят Капри перед моими окнами… Мне очень полезна после утомительнейшей работы эта невероятная красота и мир природы… Мой балет «Le donne de bel umore«Женщины в хорошем настроении».» имел колоссальный успех и будет из лучших репертуарных вещей нашего балета. Отличная хореография Мясина. Но декорация уже футуристическая — споры, критики.

Я человек с передом. ДягилевАнтрепренер, организатор «Русских сезонов», редактор журнала «Мир искусства» человек с задом. Я не люблю людей с задней мыслью.

Я хотел, не подражая мизансценам итальянского XVIII века, дать собственное толкование мира ГольдониРечь о балете «Женщины в хорошем настроении»., оттенить элементы театра марионеток и итальянскую веселость, которыми изобилуют произведения венецианских мастеров (и часто встречаются в музыке Скарлатти). Кроме того, чтобы придать персонажам особую значимость, я пытался сделать декорацию довольно темной и как будто бы видимой сквозь линзу, что так любили делать в XVIII веке. Получившийся при этом оптический эффект доставил мне большую радость (не есть ли это самый важный стимул для художника?) и дал возможность деформировать линии перспектив так, чтобы они своими концентрическими кривыми способствовали подчеркиванию фигур персонажей.

Дорогой Андрюша!

Посылаю тебе римский вид. Здесь так чудесно, и жалко, что ты не со мной! Надеюсь, что мы скоро побываем здесь и в Помпее с мамой, Маринушкой и тобой… Будь здоров, пиши, целую тебя крепко. Папа.

Михаил СеменовМихаил Семёнов — литератор и издатель. предложил мне остановиться у него и его супруги в их летнем доме в Позитано, в тридцати километрах южнее Неаполя. В этой крошечной рыболовецкой деревне меня очаровали побеленные домики, которые громоздились один над другим так, что создавалось ощущение какого-то горного ущелья. ДягилевАнтрепренер, организатор «Русских сезонов», редактор журнала «Мир искусства» однажды сказал, что Позитано — единственная вертикальная деревня, какую он когда-либо видел, и действительно, дороги там были не чем иным, как крутым лестницами, переплетавшимися во всех направлениях между домами. Семеновы жили на краю деревни в прелестной, преобразованной в дом мельнице. Читать далее

МясинХореограф, танцовщик очень хороший мальчик. Я его люблю, но я люблю его иначе. Мясин притворяется, что меня любит. Я не притворяюсь. Я это заметил из того, когда я в Мадриде увидел его балет, который сочинил ДягилевАнтрепренер, организатор «Русских сезонов», редактор журнала «Мир искусства». Я пошел его поздравить и, будучи в его уборной, я его поцеловал. Мясин подумал, что я его целую иудейски, ибо Дягилев ему доказал мои злые поступки. Читать далее

Дорогая Любочка! Пишу тебе и волнуюсь! Как я хотел бы сейчас быть с вами и радоваться и волноваться вместе с вами. А здесь так мирно и тихо, несмотря на войну: море синее, и глубокие теплые волны ветра туманят Капри перед моими окнами. Как скучно без вас! Читать далее

До сих пор наша интимная жизнь складывалась идеально счастливо. Иногда меня охватывало странное чувство: наверное, то же испытывали женщины из греческой мифологии, когда боги нисходили, чтобы любить их. Во мне жило невыразимо радостное сознание, что мой муж больше, чем земной человек. Экстаз, который он создавал в любви так же, как и в искусстве, имел очищающее воздействие. И все же что-то непостижимое таилось в его душе, скрытой от всех. Теперь Вацлав принялся говорить, что секс оправдан только в том случае, когда в результате него происходит зачатие новой жизни. Читать далее

Деньги уплачены. Мы ждем тебя. Я телеграфировал Бибикову.

Сергей ПавловичАнтрепренер, организатор «Русских сезонов», редактор журнала «Мир искусства» буквально влетел в вестибюль отеля и страстно обнял НижинскогоТанцовщик: «Ваца, дорогой, как ты поживаешь?». Объятие получилось таким нежным и искренним, словно никаких недоразумений между ними не существовало. Это был настоящий Дягилев прошлых дней. Они уединились в уголке и разговаривали — шли часы, и, казалось, старая дружба восстановлена. С того дня мы практически все время проводили с Дягилевым. Разговоры о контракте на гастроли в Юж­ной Америке не возникали — Сергей Павлович просто сказал: «Мы открываем сезон в Мадриде, в театре “Реаль”, затем дадим несколько спектаклей в Барселоне. МясинХореограф, танцовщик сочинил новые балеты, я хочу, чтобы ты посмотрел их и сказал свое мнение. А у тебя есть что-нибудь новое?». Читать далее

На премьере балета «Фейерверк»

Дягилев человек злой, но я знаю способ беречься от его злой полемики. Он думает, что весь ум в жене, а поэтому боится жены. Меня он не боится, ибо я играл человека нервного. Он не любит людей нервных, а сам нервный. Дягилев нервен, ибо он занимается нервом. Дягилев возбуждает нерв Мясина, а Мясин возбуждает нерв Дягилева. Мясин очень хороший человек, только скучен. У Мясина цель простая. Он хочет разбогатеть и выучиться всему, что Дягилев знает. Мясин ничего не знает. Читать далее

В этот день:

Сегодня день рождения у
Айседора Дункан
+12
В Петрограде
+12
В Москве
Индексы
24.68
Мясо парное
(1 сорт, пуд)
31.5
Лён отборный
(пуд) «посл. данные»
2.35
Зерно
(пуд)
183.5
Валюта
(10 фунтов стерлингов)