Новый пост
Свободная
история

Русские сезоны

«Русские сезоны» Сергея Дягилева готовят грандиозную постановку во Франции, пока обиженный на бывшего любовника Вацлав Нижинский пытается покорить США.

Участники: Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Сергей Дягилев, Анри Матисс и еще 9, Лев Бакст, Пабло Пикассо, Вацлав Нижинский, Клод Дебюсси, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Леонид Мясин, Коко Шанель, Ромола Нижинская

Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы

В нашем любимом кафе «Новедадес» мы заметили маленького смуглого молодого танцора, выделявшегося элегантной пластикой и неотразимой силой. Когда он закончил танец, ДягилевАнтрепренер, организатор «Русских сезонов», редактор журнала «Мир искусства» пригласил его к нашему столику. Тот представился как Феликс Фернандес Гарсиа, и пока мы беседовали, я ощутил в нем трепетную эмоциональность человека, обладающего оригинальным талантом. Читать далее

ДягилевАнтрепренер, организатор «Русских сезонов», редактор журнала «Мир искусства» опасался болезни и заразы и всегда носил перчатки, не снимая их, даже когда здоровался с дамами. Он боялся лошадей, возможно, также по причине инфекции, и путешествовал в закрытой карете.

Из Парижа мы вернулись в Испанию, которую искренне полюбили. Она совсем не похожа на другие известные нам страны, чем-то, пожалуй, напоминая Россию. Нас завораживали испанские танцы, бои быков, и мы сочли, что испанцы разделяют любовь русских к зрелищам. Наша привязанность оказалась взаимной. Мы стали по-настоящему популярны в Мадриде: нас очень тепло встретили, театр был всегда полон, и снова король Альфонсо не пропускал наших спектаклей.

Мой дорогой Дягилев, выйдя со спектакля «Русского балета», я тщетно пытался Вас увидеть. Я позвонил по телефону в Шатле, но думаю, что было бы проще позвонить Богу… Необходимо, чтобы мы попробовали еще раз обрести особую красоту русских балетов. «Старая мечта оживает» и… очень располагает к грусти, потому что столько ужасов обрушилось на нашу жизнь.

Открытие Русских сезонов в Париже. Для Всего Парижа (и английских офицеров) это восшествие кубизма на трон на сцене Chatelet. ПикассоХудожник, Эрик СатиКомпозитор. Снобы рты разинули от восхищения.

Позвольте мне привлечь Ваше внимание ко вчерашнему маленькому инциденту по поводу изменения, произошедшего в постановке «Жар-птицы», и появления красного знамени, символизирующего русскую революцию… Предупреждаю Вас, что на значительную часть французского общества, представленного некоторыми из своих руководящих элементов на вчерашнем спектакле, произвело очень плохое впечатление это выступление, которое они считают по меньшей мере ненужным, не имеющим никакого касательства к балету и кажущимся только провокацией по отношению к их самым почтенным чувствам. Читать далее

На премьере балета «Русские сказки»

За день или за два до Дягилев объявил, что решил внести изменения в финальную картину балета, чтобы она более соответствовала духу времени. Вместо короны и скипетра Царевичу теперь будут вручать фригийский колпак и красный стяг. Это была дань первой, «либеральной», февральской революции в России… Красный стяг символизировал победу сил света над силами тьмы, воплощаемыми Кощеем. Этот дягилевский жест нам всем показался неуместным, но наш руководитель был упрям и не желал никого слушать.

Однако, когда зрители крайне холодно на это новшество отреагировали, он понял, что получил плохой совет и восстановил сцену в первоначальном виде.

Много проблем возникло вокруг вопроса о том, как быть с лошадью королевича. Дягилев поручил художнику-футуристу Фортунато Деперо изобрести что-нибудь подходящее, и однажды тот пригласил нас в свою студию на окраину Рима. Когда мы вошли в комнату, художник гордо указал на созданную им конструкцию — слона гигантского размера! Мы некоторое время стояли, тихо и изумленно уставившись на него, пока Дягилев в порыве гнева не разбил тростью животное, сделанное из папье-маше. Читать далее

В Париже фронт сравнительно близок. Тем не менее жизнь здесь также казалась совершенно обычной. Правда, многие обитатели покинули город и, поскольку мужчины призывного возраста находились в армии, не чувствовалось обычного веселья. И все же очарование Парижа осталось.

Мы отправились в Париж на сезон в Театре Шатле. Это был наш первый визит туда с начала войны. Парижане, обычно веселые, казалось, сильно изменились под угрозой вторжения.

Здесь так мирно и тихо, несмотря на войну; море синее, и глубокие теплые волны ветра туманят Капри перед моими окнами… Мне очень полезна после утомительнейшей работы эта невероятная красота и мир природы… Мой балет «Le donne de bel umore«Женщины в хорошем настроении».» имел колоссальный успех и будет из лучших репертуарных вещей нашего балета. Отличная хореография Мясина. Но декорация уже футуристическая — споры, критики.

Я человек с передом. ДягилевАнтрепренер, организатор «Русских сезонов», редактор журнала «Мир искусства» человек с задом. Я не люблю людей с задней мыслью.

Я хотел, не подражая мизансценам итальянского XVIII века, дать собственное толкование мира ГольдониРечь о балете «Женщины в хорошем настроении»., оттенить элементы театра марионеток и итальянскую веселость, которыми изобилуют произведения венецианских мастеров (и часто встречаются в музыке Скарлатти). Кроме того, чтобы придать персонажам особую значимость, я пытался сделать декорацию довольно темной и как будто бы видимой сквозь линзу, что так любили делать в XVIII веке. Получившийся при этом оптический эффект доставил мне большую радость (не есть ли это самый важный стимул для художника?) и дал возможность деформировать линии перспектив так, чтобы они своими концентрическими кривыми способствовали подчеркиванию фигур персонажей.

Дорогой Андрюша!

Посылаю тебе римский вид. Здесь так чудесно, и жалко, что ты не со мной! Надеюсь, что мы скоро побываем здесь и в Помпее с мамой, Маринушкой и тобой… Будь здоров, пиши, целую тебя крепко. Папа.

В этот день:

Сегодня день рождения у
Екатерина Пешкова
+13
В Петрограде
+11
В Москве