Новый пост
Свободная
история
Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы

Бывают утра, когда заняться своим туалетом мне кажется столь же трудным, как совершить один из двенадцати подвигов Геркулеса! И я все чего-то жду — революции или землетрясения — что избавило бы меня от этого трудного дела.

Дорогой Левушка!

Только что получил от тебя телеграмму от 7-го июля о приезде ко мне для переговоров Андре Жида. Я нахожу, что вы страшно много времени теряете. Читать далее

Мой дорогой Жак!

Примите мои сожаления о том, что мы с вами не встретились на Королевской улице, так как добрый Шуанель сообщил мне, что и вы заболели. Право, стремление ни в чем не отставать от госпожи Дюран заводит вас чересчур далеко.

Будем надеяться, что Бель-Эба исполнит свой первейший долг и поставит вас на ноги; никто не желает вам этого более чистосердечно, чем я.

Дачный микроб свиреп, он заставляет и нас уехать из Парижа завтра в 8.25 вечера, чему не радуется никто, кроме Шушу. О доме, где мы поселимся, мы знаем только то, что он принадлежит генералу Николю и его окна выходят на гору. Там есть и «Pergola», как в романах Поля Бурже, и госпожа Маргарита Лонг, которая так хорошо играет на рояле. Да поможет ей бог и устроит все так, чтоб она не стала мне «помехой»! И чтоб тот же Господь даровал бы мне избавление от тревог о здоровье, чтобы я смог продолжить пресловутые «текущие дела», причину моих вечных угрызений совести.

Как только вы сможете успокоить меня по поводу состояния здоровья вашего и госпожи Дюран, то сделайте это по адресу: Вилла Аба, Сент-Жан-де-Люз (Н. П).

Наши душевные приветствия госпоже Дюран.

Всегда ваш старый, преданный

Клод Дебюсси

Мой дорогой Жак, «Море» и я очень сожалели о том, что вы не были на последнем франко-итальянском концерте под управлением Молинари, со всех точек зрения восхитительном… Не думаю, чтоб парижанам часто удавалось бы слышать подобное исполнение: этот Молинари в своем роде волшебник, сумевший стряхнуть с оркестра апатию. А так как инструменталисты — люди все же очень талантливые, то и играли они, как ангелы. Только такие ли уж они (ангелы) хорошие музыканты, как внушают нам легенды и картины примитивистов?

Мы вот-вот уедем, но я собираюсь с вами повидаться, если только в ближайшую субботу вы будете в Париже.

Ваш старый, преданный,
Клод Дебюсси

Дорогой Игорь, знаешь ли ты, что Ида Рубинштейн ставит со мной «Антония и Клеопатру» Шекспира, в моих декорациях и костюмах, что она заказала точный перевод (первый во Франции точный!) Андре Жиду, и теперь она просит тебя: не согласишься ли ты написать музыку (то есть интродукцию, куски в действии, усиление впечатления в антрактах и во время действия — по твоему усмотрению и вдохновению — как это ей сочинил ДебюссиКомпозитор для «Святого Себастьяна»). Читать далее

Вы пожелали, мой дорогой ДягилевАнтрепренер, организатор «Русских сезонов», редактор журнала «Мир искусства», чтобы столь чисто французское очарование «Паваны» Форе было наряжено в испанскую серьезность; это получилось очень удачно, и вас надо поздравить: Вас и чудесного МясинаХореограф, танцовщик. «Петрушка» — безусловно, шедевр. У них такого нет, и у них никогда не будет ничего подобного в Германии. Спасибо, дорогой друг.

Совершенно Вам преданный Клод Дебюсси

Человеческий механизм есть нечто очень таинственное, и мне никак не удается дисциплинировать мою волю или, проще говоря, я забываю простейшие вещи и по сто раз в день себя проклинаю. И все же я работал, кончил сонату для скрипки и фортепиано, финал которой защищался от меня, как множество бошей. Я и сам до сих пор хорошо еще не пойму, чего она стоит… Благодаря феномену раздвоения личности — может быть, и вполне естественному? — музыка ее полна жизни, почти радостна. Не говорит ли это о том, как мала доля нашего участия в приключениях, куда ввязывается без нашего ведома наш мозг? «Дух веет, где хочет…»

Мой дорогой Дягилев, выйдя со спектакля «Русского балета», я тщетно пытался Вас увидеть. Я позвонил по телефону в Шатле, но думаю, что было бы проще позвонить Богу… Необходимо, чтобы мы попробовали еще раз обрести особую красоту русских балетов. «Старая мечта оживает» и… очень располагает к грусти, потому что столько ужасов обрушилось на нашу жизнь.

Постановка «Парада» — действительно, великая дата в истории искусства. Содружество, я бы сказал — сообщничество КоктоПисатель, поэт, драматургСатиКомпозиторПикассоХудожник открыло цикл выдающихся постановок современных балетов у ДягилеваАнтрепренер, организатор «Русских сезонов», редактор журнала «Мир искусства». В «Параде» скандал вызывали не только пишущие машинки. Все было новым — сюжет, музыка, постановка; те, кто были постоянными посетителями «Русского балета» до 1914 года, оцепенев, смотрели, как подымается занавес Пикассо, совершенно для них необычный, открывая кубистские декорации. Это не был откровенно чисто музыкальный скандал «Весны священной». На этот раз все искусства брыкались в своих оглоблях. Читать далее

3-ю сонату в первый раз сыграл Гастон ПулеГастон Пуле — французский скрипач и дирижер.. Он мою музыку чувствует. И это встречается довольно редко, если только речь не идет о вражде к моей манере ее сочинять.

Мой дорогой Рене, если тебе очень хочется помнить о нашей прекрасной дружбе, то тебе следует также вспомнить и о моей ненависти к писанине. Я, как видишь, не изменился, раз ты должен извинить меня за то, что я не смог пойти на выборы 16 мая… в прелестное место, где запахи не менее остры, чем аромат капитанов-победителей. Читать далее

Жизнь продолжает идти своим ходом старой, уставшей машины. Ей, по-видимому, это надоело… А нам-то!

Я кончил наконец сонату для скрипки и фортепиано… По весьма свойственному людям противоречию, она полна радостной суматохи. Что касается состояния моего здоровья, то его можно было бы назвать и хорошим, если б я лучше чувствовал себя душевно… Жизнь, когда приходится бороться за кусок сахара, за лист нотной бумаги, не говоря уж о хлебе насущном, требует гораздо более крепких нервов, чем мои.

Мои дорогой Жак, никогда не занимайтесь правкой сонат для скрипки и клавесина Баха в дождливое воскресенье!.. Я только что кончил их просматривать, и тогда дождь пошел и в моей душе… Читать далее

Мой дорогой Жак! Вероятно, именно по моей вине мне никак не удаются благотворительные концерты… Весь противный вчерашний день я старался собраться с моими растерянными силами… Читать далее

Возраст: 54
Живет в: Париж, Франция
Профессия: композитор

В этот день:

Сегодня день рождения у
Екатерина Пешкова
+13
В Петрограде
+11
В Москве