Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве
В самый канун Нового было созвано ожидаемое общее собрание. Необъяснимо, как СтаниславскийДиректор Московского Художественного театра, режиссер, актер мог не присутствовать на нем! Имеется сведение, что в два часа дня, как раз в перерыв между утренним представлением «Синей птицы» и вечерним пушкинским спектаклем, когда все могли собраться, он читал лекцию в каком-то кружке любителей учащейся молодежи в помещении гимназии Страхова. Проект Станиславского целиком строился на новом сотрудничестве театра со студиями, которые будут действовать частично автономно. Читать далее
Для организма каждого актера его профессия в каком-нибудь отношении вредна. Все дело в том, чтобы по возможности парализовать вред, ограничивать или тренировать вот те самые функции, которые несколько поражены и без участия которых, однако, нельзя играть на сцене. Болезнь чисто моральная, специфически актерская или писательская, театральная, художническая. Эта болезнь есть и у СтаниславскогоДиректор Московского Художественного театра, режиссер, актер, Качалова, Москвина, но они — кто сознательно, кто инстинктивно — во-первых, поняли ее и постоянно с нею борются, воспользовались — опять-таки кто сознательно, с борьбой, кто инстинктивно — верными средствами против яда этой болезни и как бы всегда носят их с собой. Что же это такое? Читать далее
Сила сценической власти над зрителем особенно рельефно сказалась в одном памятном для меня спектакле. Он был дан чуть ли не накануне Октябрьской революции. В этот вечер к Кремлю стягивались войска, делались какие-то таинственные приготовления, куда-то шли безмолвные толпы. Напротив, в других местах улицы совершенно пустели, фонари были потушены, сняты полицейские посты. А в Солодовниковском театре тем временем собиралась тысячная толпа смотреть «Вишневый сад», в котором изображается жизнь как раз тех людей, против которых готовилось восстание. Читать далее
Репетиция «Вишневого сада» нужна будет, по-видимому, только для того, чтобы подсказать какой-то прием, чтобы говорить естественно и громко. Все неохотно откликаются на признание этого спектакля исключительно важным. Насиловать общую волю теперь трудно. Поэтому, если все не придут к искреннему убеждению, что спектакль «Вишневый сад» необходимо освежать, и не приступят к этому делу охотно и сознательно, — надо будет только собраться, ненадолго, чтобы сговориться о строжайшей дисциплине на этот спектакль и для опытов громкой речи. Это займет немного времени, и довольно будет одного раза.
Дорогой Владимир Иванович!
Сегодня день тридцатипятилетия Вашей литературной деятельности. Мы знаем, что она прервалась для театра, всех нас. Мы всегда помним эту жертву. Хотелось дружески обнять Вас.
Дорогой Константин Сергеевич! Прежде всего — здравствуйте! От всего сердца шлю Вам самый душевный, любящий привет. Затем — частенько, поглядывая на Ваш портрет, с тревогой думаю о том, как-то Вы переносите бурные события, которыми так полна жизнь, и очень хотелось бы, хоть в двух строках, получить весточку от Вас о Вас, о Марии Петровне и всех, кто близок Вам. Может быть, соберетесь сделать это как-нибудь? Буду ужасно, ужасно рада. А в третьих, обращаюсь к Вам с большой просьбой: ко мне явились рабочие Русско-Балтийского судостроительного завода в Ревеле и просили помочь им организовать театральное дело. Читать далее
Жена волнуется о следующем: если придется ехать в Крым, тогда можно будет отсрочить поездку; если же на Кавказ, то 28 сентября идет последний в этом месяце поезд на Кисловодск. Я не понял хорошо — последний ли вообще, тогда отъезд 28-го неизбежен, если же только в этом месяце, тогда… Дело в том, что прошел слух, что 1 октября солдаты бросают ружья и уходят с фронта. Жена, по-видимому, поверила слуху и боится попасть в волну людского потока.
Дорогой Константин Сергеевич! В январе я Вам писал из Петербурга крепко и определенно о моем отношении к вам. С тех пор тут ничего не изменилось. Да и не может: это на всю жизнь. Между тем при вашей мнительности история со «Степанчиковым» может казаться Вам противоречием моему январскому заявлению. Хотелось бы, чтоб Вы мудрее взглянули на мою печальную роль в этой истории с «Селом Степанчиковым». Никто больше меня не обрадуется, когда у Вас будет новая, удачная роль. Ручаюсь, что никто. Читать далее
Я отказался от роли Ростанева в спектакле «Село Степанчиково». Постановкой занимается Немирович-ДанченкоТеатральный режиссер, директор-распорядитель МХТ, Ростанева сыграет Массалитинов.
Был в Москве. В Студии гонят декорации «Двенадцатой ночи». Константин СергеевичДиректор Московского Художественного театра, режиссер, актер накрутил такого, что страшно. Будет красиво и импозантно, но никчемно и дорого. Уже обошлось шесть тысяч. Это с принципами простоты! «Ничего лишнего, чтобы публика никогда не требовала у Вас постановок дорогих и эффектных…» Странный человек Константин Сергеевич! Кому нужна эта внешность — я никак понять не могу. Играть в этой обстановке будет трудно. Я верю, что спектакль будет внешне очень интересный, успех будет, но шага во внутреннем смысле эта постановка не сделает. И «система» не выиграет. И лицо Студии затемнится. Не изменится, а затемнится.
Для того чтобы театр был народным, он должен быть дешевым. Красота, эстетика, художественность требуют талантливых артистов и режиссеров, но они стоят дорого, а народный театр должен быть дешевым. Чем дешевле расценка мест в театре, тем он должен быть вместительнее, чтоб покрывать бюджет, но драматический спектакль требует интимного помещения, которое не может окупать расходов. Как же выбраться из этого заколдованного круга? Читать далее
Константин СергеевичДиректор Московского Художественного театра, режиссер, актер так неясно ставит свою позицию, что не разберу, как он мыслит свое режиссерское участие в спектакле «Село Степанчиково»…
Кто знает, может быть, из многих маленьких автономий создастся и большая федеративная артистическая республика, которая распространится не только на Москву, но и на всю Россию. А может быть, среди этих студий будут отделения и от народностей, живущих в России, и от иностранных артистических учреждений. Ведь до войны возникала же речь о такой интернациональной студии. Она поможет до известной степени если не самому сближению, то, по крайней мере, взаимному духовному познаванию народов через их литературу и искусство. Я верю, что и эта важная миссия взаимного сближения и познавания назначена нам. Читать далее
Мы, артисты, нетерпимы в вопросах нашего искусства; мы — партийны. И у нас есть свои черносотенцы, октябристы, кадеты, эсдеки, большевики и проч. Казалось бы, чем больше направлений, способов, приемов и форм творчества, тем лучше, а не хуже для искусства, задачи которого чрезвычайно широки. Ведь искусство призвано создавать «жизнь человеческого духа». Читать далее
Границы настоящего театра и балагана затерялись в представлении большинства людей, которые стали пользоваться театром не для больших культурных миссий, а лишь для маленьких буржуазных целей. В таком виде театр становится орудием общественного зла. Тем более опасным, чем больше сила его воздействия.