Дорогой, дорогой, дорогой Лилик. Милый, милый, милый ОсюхаТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка. До 7-го я вас ждал (умница, еще на вокзал не ходил). Значит, не будете. Лева получил от вас грустное. Что с вами, милые? Пишите, пожалуйста! А то я тоже человек. У меня по-старому. Живу как цыганский романс: днем валяюсь, ночью ласкаю ухо. Кафе омерзело мне. Мелкий клоповничек. ЭренбургКорреспондент газеты «Биржевые ведомости», поэт и Вера Инбер слегка еще походят на поэтов, но и об их деятельности правильно заметил Кайранский: Дико воет Эренбург, Одобряет Инбер дичь его. Читать далее
Милый мой Володенька, я страшно бываю рада, когда ты пишешь. У меня совсем заболели нервы. Мы уезжаем в Японию. Привезу тебе оттуда халат. Ноги болят, но я уже танцую. Питер надоел так, как еще ничего в жизни не надоедало. ОськаТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка сам напишет тебе про свои дела.
Ты написал что-нибудь новое? Я совсем не выхожу. Не бываю даже в балете в свой абонемент, — такие сугробы! Читать далее
За дни, что я не бывал в Зимнем, я нахожу некоторую перемену. Мандельбаум предупредил БрикаТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка об их решении «все представлять сначала на усмотрение Александру Бенуа». Меня такое «изъявление доверия» так поразило, что я не нашелся дать сразу соответствующий отпор и только мягко пожурил Мандельбаума. Я вовсе не хочу, чтоб во мне видели какое-то подобие диктатора. Завтра я вернусь к этому вопросу и более радикально потребую, чтоб моим именем так не козыряли! Ой, пора вовсе отойти… С другой стороны, какую-то фактическую пользу я все же приношу. Это меня и удерживает… Читать далее
Дорогой, дорогой Лилик! Милый, милый ОсикТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка! «Где ты, желанная, где, отзовися». Вложив всю скорбь молодой души в эпиграф, перешел к фактам. Москва, как говорится, представляет из себя сочный, налившийся плод(ы), который Додя, КаменскийПоэт-футурист и я ревностно обрываем. Главное место обрывания — «Кафе поэтов». Кафе пока очень милое и веселое учреждение. («Собака» первых времен по веселью!) Народу битком. На полу опилки. На эстраде мы (теперь я — Додя и Вася до рождества уехали. Хужее.) Публику шлем к чертовой матери. Деньги делим в двенадцать часов ночи. Вот и все.
Футуризм в большом фаворе. Читать далее
Мрачное впечатление на меня произвело то, что на ролях Потемкина, а то и Зубова при царице-ЛуначарскомБольшевик я увидел… МаяковскогоПоэт-футурист и БрикаТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка! Оба уже в штатском. Второй корчит ужимки, типичные для уверенного в своей силе фаворита. Они только промелькнули, направляясь к другому (тоже царскому) автомобилю. Если дело принимает такой оборот и эти господа (один из них настоящий скоморох, да и другой не многим выше), если они вместе с Ясинским станут вершить судьбами русского искусства, то дело совсем дрянь, и мне необходимо подумать о скорейшем и полнейшем отстранении. Легкомыслие Луначарского вполне допускает такую возможность.
Кто-то из знакомых сказал мне, что я избран в гласные городской думы по спискам большевиков. Для меня это явилось полной неожиданностью: никто моего согласия не спрашивал и никому я его не давал. Я не политик, ни в какой партии не состою, я культурный деятель, поэтому не знаю, хорошую ли политику ведут большевики или нет. Культурная программа большевиков невозможна. Если представить им свободно хозяйничать в этой области, то получится нечто, ничего общего с культурой не имеющее. Единственный верный путь — неуклонно вести свою культурную линию, быть везде, где культуре грозит опасность, стойко защищая ее от всякого, в том числе и большевистского вандализма. Если большевикам моя позиция не подходит, то прошу вычеркнуть меня из списка гласных.
Милый Володенька, собираемся в Москву. Я рада, что у тебя все хорошо. У меня болит колено, и я вторую неделю не танцую. ОсяТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка на постоянном жалованьи в «Новой жизни» нанялся! (200р) Здесь очень тепло, но страшно скользко. Шура поехал в Архангельск покупать пароход. Говорят — в Москве после десяти вечера не выходят на улицу. Это очень противно. Я на три фунта потолстела и пришла в отчаяние. Хочу худеть, но почему-то с утра до ночи есть хочется и не могу удержаться. Комната моя мила, но не очень, многого не хватает (обои, портьеры, лампы). Академию Ося прибрал к рукам. Об Осипе каждый пишут в какой-нибудь газете по поводу его письма в «Нов. жизни»: ругают и справа, и слева. Говорят — да и в газетах было — что на улицах рабочие пели: …и рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй (не помню начала). Целую тебя, Володенька, и Оська целует. Лиля.
Дорогая Личика, дорогой ОськаТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка!
Целую вас в самом начале письма, а не в конце, как полагается: не терпится! Что у вас? Счастливые люди, побывавшие в этой сказочной стране, называемой «у вас», отделываются, мерзавцы, классической фразой: «Лиля как Лиля». Читать далее
БрикТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка говорит:
— Вы, Михал АлександровичНастоящее имя Ивнева., что-то, по-моему, пополнели.
— Я?
— Да, в плечах будто расширились. Читать далее
Вечер провел у БрикаТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка. Много о моменте — откол интеллигенции, равнодушие ее к социальному творчеству, злобность, «слюна» и т. д. О НикольскомЮрист, преподаватель, черносотенец, о ГиппиусПоэтесса. Здесь что-то очень характерное. Этим людям нужны были только политические реформы. А для нас именно это неинтересно и безразлично. Меня всколыхнуло и потянуло именно то, что я увидел тягу к новой культуре, к новому социальному строю.
Был БрикТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка. Долго беседовали на литературные темы. Он говорил о ритме. Материал протяженный (музыка) и материал ударный (поэзия). В русском стихе, основанном на экспирации стоп, нет хорея, ямба и т. д, а есть ударения и промежутки между ними, разно заполняемые. Много говорили о МаяковскомПоэт-футурист — он подтвердил мои выводы. Чрезвычайно сильная артикуляция, (в связи с этим характерные контрасты гласных а-у), повышенно сильная экспирация, дающая возможность рифмовать «икон чело — кончило»; своеобразная метафора, где из двух раздельных представлений (собственного и метафорического) сделано третье, нераздельное, неразрывное («лебеди шей колокольных» как и «в небе паркета»). Вообще, этот прием — из двух раздельностей делается нечто третье. Расстановка слов. Малое значение подлежащего — частое его отсутствие. Общая формула — повышенная энергия языка.
Обращая казенное, т.е. народное издание в партийное большевики идут вразрез с основным лозунгом социалистической и общедемократической культурной программы свободы духовного самоопределения… Надо в корне изменить всю постановку дела. Надо идти навстречу духовной самодеятельности народа, а не навязывать ему свыше определенную узкопартийную культурную программу.
Посуди о переполненности и разнообразии моего дня хотя бы по сегодняшней программе: утром — письмо к тебе, подготовка к реферату, чтение газет, потом — ранний обед (я обедаю по возможности в 12 часов, но сегодня не знаю, будем ли вообще-то обедать: идет стачка официантов). Затем еду в редакцию «Новой жизни» на 2-е собрание имеющего скоро выходить лево-социалистического сатирического журнала «Тачка». Редактор его — футурист с.-д. БрикТеоретик литературы, издатель, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка. В литотделе участвуют футурист с.-д. МаяковскийПоэт-футурист, А. М. Горький-ПешковПисатель, издатель, твой слуга, Эмиль КроткийНастоящее имя — Эммануил Герман. Поэт, сатирик, фельетонист. Автор «Сказки о том, как царь места лишился»., Оль д’ОрНастоящее имя — Иосиф Оршер. Писатель, сатирик, пародист, сотрудничал с журналами «Сатирикон», «Новый Сатирикон» и другими., БазаровВладимир Базаров (Руднев) — философ, экономист, до лета 1917 года состоял в РСДРП(б)., Левидов и др. В художественном: А. БенуаХудожник, Петров-ВодкинХудожник, теоретик искусства, Альтман, Маяковский (все тот же, преталантливый, молодой полувеликан, зараженный кипучей энергией, на глазах идущий в гору и влево), ЛебедевВладимир Лебедев — художник, график, автор плакатов и книжных иллюстраций. Как политический карикатурист сотрудничал с журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». и др. Издатели: ТихоновПисатель, сотрудник издательства «Парус», псевдоним — Серебров., Гржебин. Читать далее