Что такое жизнь, думаю я и не знаю. Неужели все, что случилось теперь, нужно для жизни? Я читаю «Войну и мир». Этот взгляд на войну, на события, на участие в больших делах отдельных лиц подтверждает то, что происходит сейчас. Когда такому общему чувству мешает оно лицо — оно выкидывается, иногда с болью. Мне думается, люди должны так развить себя, чтобы чувствовать искренне, что их дело кончилось, и вовремя уйти. Это высшая любовь к родине.
Я понимаю органическую жизнь, но человеку дана мысль и чувство. И главное в жизни человека — это «мысль и чувство» чувство боли или радости, это чувство — вещь субъективная и поэтому для большинства людей, основанных на чувстве, дает максимум или минимум страдания или радости.
Мысль более объективная вещь и дальше от чувства. Людям мысли жить легче, они объективнее, и, может быть продуктивнее результаты их жизни.
Говорят, искусство построено на чувстве, это неправда, искусство более, чем какая-либо наука, построено на напряжении сознания. Ведь в сознании есть еще и подсознание, а оно ведь не есть чувство. Может быть, искусство производится больше этим подсознанием, чем сознанием.
Что такое моя жизнь, я не знаю тоже, но я знаю, что она должна быть только работой в искусстве. Интересно, Гончарова живет ли вне искусства, то есть не в формах только самого искусства, а в кругу тех форм, которые окружают искусство. Для людей она не женщина, а если и женщина, то только женщина-художница. Ларионов сумел ее так обставить.
В моей же жизни все, кроме меня, не формы искусства. Л. С. Попова то же, В. Е. Пестель то же. Из нас только Малевич и Экстер в формах окружающего искусства. Малевич для всех — художник Малевич. Экстер — художница Экстер.
У меня слишком много знакомств вне искусства, это не хорошо, нет внутреннего кнута, а мне кнут нужен. Как мне жизнь мешает: то с Сашей (Удальцовым-муж) мучение, то с папой, то сама кисну.
Но вопрос: нужно ли всегда быть с художниками, это обостряет напряжение, да. Но почему мне в тишине лучше работается и лучше думается? Малевич — Татлин работают совсем одни, и их работы чище по идее, яснее по выражению, чем наши. Нет, еще недостаточно одиноки мы, недостаточно отреклись от близких и себя. «Кто оставит дом свой, отца и матерь, мне да последует».
Иметь одну идею, одну божественную мысль, одну любовь, одно служение. О, силы небесные!
Жизнь Малевича — это подвиг служения искусству, если бы он был богат, он все бы отдал искусству. И я, когда я потеряла всю надежду на обеспеченность, когда вынуждена зарабатывать на на благополучие, а на хлеб, я крепче чувствую себя и точно достойнее искусства. Я не хочу теперь быть богатой, нет, я теперь знаю, какой грех в богатстве и какая нечистоплотность души. Человек должен сам стоять на ногах. А также художник должен быть птицей небесной. Может быть, оттого так сделано, что Маневич получает тысячи, а Малевич — ничего. Один — паразит в искусстве, в другой — слово живое.
Нет, что-то есть есть в жизни непонятное по законам человеческого разума, а понятное по другому: отчего все чистые сердца бедны? Или оттого они чисты сердцем, что бедны? Отчего в богатом доме не чувствуешь той обнаженной души, того душевного проникновения и глубины отношения к жизни? Богатые, они не все видят глубоко, а потом, я думаю, что буржуазное воспитание, буржуазная наука застилают взгляд на жизнь.
Продавать свои картины богатым унизительно, картины не должны быть собственностью, должны быть музеи и собрания.
В болотных низостях ликующих мещан
Тоскует вольный дух, безумствует, мятется.
Но тот отмеченный, кто помнит — Океан,
Освобожденья ждет и бури он дождется.
Милле продал «Angelus» за 5 франков, а после его смерти он был перепродан в Америку за 500 тысяч франков. Это типичный образец возрастания ценности художественных произведений. Художник получает самую малую часть исторической ценности своего произведения, а между тем он каждым своим новым произведением подымает рыночную ценность всего им сделанного ранее. Выявляющаяся ценность обогащает только перекупщиков, минуя самого художника. Было бы справедливо, чтобы он имел свою долю в этом возрастании ценности в виде процентного отчисления в его пользу с чистой прибыли с каждой перепродажи его произведений.
Удивляет меня всегда одно, в особенности в Москве: как мало одно искусство влияет на другое, как обособлены драма, опера и балет, как мало объединяют их одни, общие идеи вкуса, ритма, возможнейшей красоты.
Пошли на рынок покупать икону и Амура. Обе вещи меня также очаровали, и мы их сейчас же купили, поторговавшись с четверть часа; там же купили еще семь китайских похабных акварелей — эти только с целью перепродать.
Вопрос: нужно ли всегда быть с художниками? Это обостряет напряжение, да. Но почему мне в тишине лучше работается и лучше думается? Малевич, Татлин работают совсем одни, и их работы чище по идее, яснее по выражению, чем наши. Нет, еще недостаточно одиноки мы, недостаточно отреклись от близких и себя. «Кто оставит дом свой, отца и матерь, мне да последуетАдаптированная цитата из Евангелия. Мф. 19:29.»
Что-то принесет наступивший год? Только бы принес мир, а остальное приложится.
Мороз снова усилился. Погулял недолго. Принял Григоровича, Риттиха и нового управляющего министерством путей сообщения Войновского-Кригера. Обошёл весь парк с дочерьми. В 6 ч. у меня был ПротопоповМинистр внутренних дел, националист-консерватор.
Была у императрицы — она расстроена и раздражена. Говорила ей об опасности положения и о враждебном против нее настроении, советовала пойти навстречу желаниям страны. В ответ — поток страстных речей: «Si nous cedons d’une ligne, demain il n’y aura plus d’Empereur, plus de Russie, plus de rien! Ilfaut etre ferme et montrer que nous sommes les maitresФр. — Если мы хоть на йоту уступим, завтра не будет ни государя, ни России, ничего! Надо быть твердым и показать, что мы — господа положения.». Мне ее жаль до глубины души.
Представители земского и городского союзов, Военно-промышленного комитета и члены блока вступили друг с другом в сношения на предмет решения вопроса, что делать, если произойдет какое-нибудь крушение, какой-нибудь переворот, как устроить, чтобы страна немедленно получила власть, которую ей нужно.
Великий князь Сергей Михайлович, которого я встретил за обедом, заметил, что если бы я был русским подданным, то был бы сослан в Сибирь. Не придавая этим словам серьезного значения, я все же с облегчением нашел, что на русском новогоднем приеме, происходившем несколько дней спустя после моей аудиенции, император проявил ко мне такое же дружеское расположение, как и всегда. В коротком разговоре, который я имел с ним, ни один из нас не вспомнил о моей недавней аудиенции.
В разговоре князь Голицын объяснил мне, что вполне сознает опасность не только роспуска Государственной думы, но даже отсрочки открытия ее сессии, в особенности — на неопределенное время.
На хуторе Яковенко Лебедянского уезда крестьянка Никитенко разрешилась от бремени четырьмя мальчиками. Лебедянское земство постановило выдавать матери близнецов на воспитание их по 15-ти рублей ежемесячно и, кроме того, купило ей корову.
В Петрограде за последние два года проявлялась деятельность следующих революционных организаций: партии социалистов-революционеров, Российской социал-демократической партии большевиков и меньшевиков и различных анархических групп. Первая влачила жалкое существование до 1916 г., с какового времени как действующая организация прекращает совершенно свое существование. Партия с.-д. большевиков, наиболее жизненная, рядом последовательных ликвидаций приводилась к полной бездеятельности, но все-таки имела влияние на рабочую среду и боролась за свое существование. Партия с.-д. меньшевиков главным образом использовала легальные возможности, как то: профессиональные союзы, культурно-просветительные общества, Центральный военно-промышленный комитет и т. д. С вхождением меньшевиков в последний влияние их на рабочие круги Петрограда значительно возросло.
— На что эта громадная очередь?
— На Американское посольство! Все смотрят в окна, как американцы едят!