Новый пост
Свободная
история

Александр Бенуа

Мы, русские люди, недостойны иной участи. Наша судьба должна нас привести снова под какое-либо иго.

Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы

Вечером «концерт» у Добычиной. Читал что-то сам Горький! Что-то из собственного прошлого. То, что дошло урывками до моих ушей (я опоздал и устроился в соседнем зале), показалось мне и интересным, и милым, но его поминутное покашливание и, вообще, его глухой голос не способствуют наслаждению, а в течение целых периодов и разумению. Со мной, по обыкновению, ласков. Требует свидания, и непременно вдвоем. В общем же, никак не могу отделаться от своего рода чувства недоверия к этому пленительному человеку. Все время чую в нем хитрого русского мужичка, а то и «колдуна — деревенского». У меня это чувство появилось при первом же знакомстве с Горьким, да оно намечалось и раньше, когда я знакомился с его литературой.

КокаНиколай Бенуа — сын Александра Бенуа. увлекается домашним кинематографом и тратит свои сбережения на покупку подержанных фильмов. 

Дома снова СкамониБруно Скамони — сын изобретателя гелиографии, эксперт в области печати и полиграфии. Вместе с Сомовым готовил второе издание «Книги Маркизы».. Он уверен, что никаких серьезных беспорядков не будет, а будут только разрозненные и незадачливые забастовки на почве отдельных рабочих домогательств. Но он так судит по учреждению, во главе которого он стоит и которое работает в более культурных, им и созданных условиях, нежели многие другие — более по размерам грандиозные предприятия, нежели типография Голике-Вильборг. У них рабочие, скорее, довольны своим, к тому же сильно за последнее время улучшившимся положением. «Швейцар у них получает теперь больше, нежели прежде метранпаж».

В Кушелевской галерее музея Академии художеств. Ничуть не разочарован в этом, очень изысканном, собрании характерных для середины XIX в. картин. Напротив, продолжаю, находясь в ней, испытывать то же впечатление чего-то лакомого, изощренного, то же любование удивительным мастерством (даже и у совсем второстепенных художников) «в самых разнообразных проявлениях».

В Эрмитаже, на сей раз в самом музее. В сборе все эрмитажники. Обсуждался и вопрос, как быть с большими картинами из Гатчинского дворца,Большой Гатчинский дворец построен в 1766–1781 годах в Гатчине по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова. Интерьеры дворца — образец русского классицизма второй половины XVIII века и историзма середины XIX века. Дворец был одним из любимых мест отдыха царских семей. — среди них один огромный лесной пейзаж с фигурами, представляющими «Бегство в Египет» (ЛипгардтЭрнест Липгарт — художник и декоратор, работавший по заказам императорской и великокняжеских фамилий. Главный хранитель картинной галереи Эрмитажа. утверждает, что это ранний Тициан! Я скорее склонен его приписать Доменико Кампаньоле); сложная религиозная композиция, считавшаяся за Рибейру (но я скорее готов считать ее за Новелли). Эти картины взяты в Эрмитаж временно для реставрации, но желательно было бы их «инкорпорировать». Согласится ли на то вдовствующая государыня? Ведь она принципиально против того, чтоб были вносимы какие-либо изменения в ансамбль всего художественного имущества Гатчины. «Как было при покойном Государе, так все должно оставаться!»

Снова идиотский банкет. Бодрящие речи. Воздыхания о Царьграде. Кровавая пошлятина! У нас из кухни проник слух, что на днях здесь готовится забастовка. И такая странная версия: «Всех квартирантов будут выгонять на улицу»! Несомненно, до карикатуры отголосок каких-либо митинговых речей... Вероятно, «товарищи» (или, как их называет барон Рауш, «со-ции», и при этом дьяволически ржет) зашевелились не на шутку. Все же ничего толкового и решительного сейчас не предвидится. «Гидру» раздавит без труда рутина полицейской техники. Вот разве что и полиция в полном развале? Об этом поговаривают. Тогда берегись, наш брат буржуй...

Получил письмо от Горького с извинением, что он меня не узнал за обедом у Шуры. Я долго не мог разобрать, от кого это письмо и кто меня мог якобы обидеть. Письмо подписано А. Пешков, неразборчиво. Оно довольно наивно, но мило по намерению. Наконец я дошел до Горького. 

Вечером большой компанией с Серебряковыми пошли в киношу — и были наказаны за такое потворство своим страстишкам. Фильм оказался из рук вон плохим.

Стужа, и не только на дворе, но и у нас в комнатах. У меня потек нос и появилось то специфическое недомогание, которое предвещает инфлюэнцу (или, как моднее говорить, грипп).

1/3
Продавцы макарон. Неаполь. 1890—1900 годы

В 7 обедал у Бенуа, там Горький с Добычиной. Горький очень приятен. Превосходно рассказывал о Неаполе, Капри, Помпеях, о нравах, праздниках и обычаях. Праздник Пиа ди Гротте в 2–3 местах Неаполя — небольшая черная процессия, дама и ее свита встречается с переодетым каким-нибудь парикмахером или сапожником, Христом. Дама подымает покрывало, из него вылетает стая голубей. Встреча Озириса и Изиды. Неаполь он очень любит и очень хвалит. После обеда тотчас ушел.

 Ах, зачем в эти дни среди нас нет больше Толстого?!

С Бенуа ходил к Яковлеву смотреть его работы — Шаляпина и др. Шаляпин мне не понравился, хотя и в этой работе удивляет его умение. Оба вернулись к Бенуа. После обеда пришел СтепанСтепан Яремич — искусствовед и художник.. Сидели закутанные, так было холодно. Шура нарисовал с меня и Яремича крокиНаскоро сделанный набросок, обычно карандашный, передающий наиболее характерные черты произведения.. Обсуждали, что будет между Америкой и Германией.

«Интимный» обед у ГорчаковыхСв. князь Михаил Константинович Горчаков и его супруга Наталья Павловна.. Превкусная еда, первосортные вина, корректнейший, бонмезонистый Maitre d'hotelМетрдотель., радушнейший (но временами чуть утомительный) хозяин. Мы с Акицей оба очень любим эти пиршества. В них и в вечернем сидении после них (с коробками — ах, каких вкусных! — конфект рядом) масса уюта и очень хорошего стиля. О войне, слава Богу, не говорили, больше судачили про ближних.

Днем издатель моей монографии Бернштейн приводит своего приятеля, швейцарца, который у меня как-то купил одну акварель. Бедный чужестранец пришел в ужас от здешних порядков, и в частности, от отношения русских властей к союзникам, в особенности к французам. В концессиях отказывают; хлеб, несмотря на договоры, не дают в условленном количестве; издан нелепый закон о запрещении ввоза предметов роскоши, чем наносят очень чувствительный удар по ряду французских предприятий, и т. д.

Почему такая повальная, пугающая своей стихийностью слепота? Для чего это требуется? Неужели мы накануне того совсем нового, для чего это и требуется? Нет, дело не в рескриптах. И во всяком случае, нельзя рассчитывать, чтоб тот безумец, которого судьба вознесла на самую вершину, внял голосу благоразумия и просто самосохранения — как самого себя, так и всей порученной ему страны! Ужас именно в том, что и он сам, и все «опоры трона» недостаточно еще напуганы и растерянны, и никто не желает публично покаяться.

Среда и четверг прошли в спокойной домашней обстановке. Какое счастье такая передышка…

Дорогой Александр Николаевич!

Спасибо за Ваше хорошее письмо, которое я передам жене Сулера — Ольге Ивановне. Я не мог ответить Вам сразу, так как захлопотались с разными делами (посмертными) бедного Сулера; кроме того — праздники. Читать далее

Что-то принесет наступивший год? Только бы принес мир, а остальное приложится.

Встреча Нового, 1917 года произошла у нас на сей раз с необычайной помпой, в создании которой приняли участие художники Яковлев (Саша Яша) и ШухаевВасилий Шухаев — русский живописец, график, сценограф. (Шух), наши дети и их товарищи и наша гордость Прокофьев (Прокошка). Пришла масса гостей. Особенно эффектным и даже жутким получилось появление колоссальной фигуры Старого года, составленной из Саши Яши, сидящего на плечах у Шуха. Надетые на руки и на ноги исполинские белые картонные ладони и ступни придавали полную иллюзию, что перед нами настоящий гигант. Читать далее

1/4
Анна Остроумова-Лебедева. Бургос. 1915 год

Выставка «Мира Искусства» без Бенуа, Богаевского, Грабаря, Лансере, Рериха, Сарьяна, Сомова — такова последняя, только что открывшаяся выставка. Правда, в ней участвует Браз, Добужинский, Кустодиев, Остроумова-Лебедева, Петров-Водкин, Судейкин, Яковлев, но их произведения как-то растворяются в массе новых молодых участников, по преимуществу москвичей и — что всего главнее — по преимуществу живописцев. В пестрой, сверкающей красками толпе «гостей» как-то затерялись скромные, иной раз не первой свежести туалеты «хозяев» — старых членов общества «Мир Искусства». Читать далее

Возраст: 46
Живет в: Петроград, 1-я линия Васильевского острова, 38
профессия: художник, книжный иллюстратор, художественный критик, редактор, издатель

в этот день:

Сегодня день рождения у Казимир Малевич и Рюрик Ивнев
-22
В Петрограде
-23
В Москве
Индексы
24.68
Мясо парное
(1 сорт, пуд)
35
Лён отборный
(пуд)
2.35
Зерно
(пуд)
144
Валюта
(10 фунтов стерлингов)