Новый пост
Свободная
история

Сергей Дягилев

Я, во‑первых, большой шарлатан, хотя и с блеском, во‑вторых, большой шармер, в‑третьих, большой нахал, в‑четвертых, человек с большим количеством логики и малым количеством принципов и, в‑пятых, кажется, бездарность.

Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы

Во время одной из наших первых репетиций Кокто сказал Дягилеву, что хочет синтезировать в балете всевозможные формы популярных развлечений. Дягилев соглашался до того момента, пока Кокто не предложил дать менеджерам реплики, которые они будут произносить в рупор. Это было уже слишком для Дягилева, считавшего, что произносимое слово в балете выходит за рамки данного искусства. Кокто, однако, настаивал, что в данном случае использование мегафона уместно, обоснованно и созвучно кубистской концепции постановки. И, хотя он проиграл спор, в итоге ему удалось убедить Сати ввести в партитуру некоторые реалистичные звуковые эффекты, такие как стук пишущей машинки, вой сирены на пароходе, жужжание двигателя самолета. Все это с точки зрения Кокто было в духе кубизма и помогало изобразить лихорадочную бессмысленность современной жизни.

После обеда я поехал в другой конец города — проведать болеющего ФилософоваПублицист, критик, товарищ председателя Религиозно-философского общества. МережковскийПоэт, драматург, литературный критик, один из основателей символизма выразил бурную радость по поводу моего появления. ЗиночкаПоэтесса, литературный критик тоже засуетилась, не оставляя, однако, своего слегка персефложногоУстар. — ироничный. тона. С ДимойПублицист, критик, товарищ председателя Религиозно-философского общества же я сразу вступил во что-то похожее на конспирацию. У них лозунг: поддерживать всеми силами правительство, и в частности КеренскогоМинистр юстиции, ранее член IV Государственной Думы, которого они хорошо знают лично и от которого все трое в восхищении. В то же время они в панике от эсдеков и от большевиков. Читать далее

Если Государственной думой будет признана необходимость учреждения Министерства изящных искусств, то в качестве кандидатов на пост министерства могут быть названы Дягилев или Александр БенуаХудожник, критик, один из основателей объединения «Мир искусства».

Дягилев предложил Ларионову и мне использовать один акт «Кикиморы» как отправную точку для создания балета, объединяющего разные русские легенды, опять на музыку Лядова. Из всех сказок и народных преданий мы в конце концов остановились на истории о Бабе-Яге и решили назвать балет «Русские сказки». Читать далее

Я знаю уловки импресарио. Дягилев есть тоже импресарио, ибо держит труппу. Дягилев научился обманывать у других импресарио. Он не любит, чтобы ему говорили, что он импресарио. Он понимает значение импресарио. Все импресарио считаются за воров. Дягилев не хочет быть вором, а поэтому он хочет, чтобы его называли меценатом. Дягилев хочет попасть в историю. Дягилев обманывает людей, думая, что никто не знает его цели. Дягилев красит свои волосы, чтобы не быть старым. Читать далее

Я имел разговор с Дягилевой, мачехой Сережи, от которой я пытался узнать Сережин нынешний адрес в Париже, ведь решено послать ему телеграмму с призывом «вернуться в Россию для общей работы» (вероятно, и для ее возглавления). Елена Валериановна считает, что он согласится, — раз перед ним раскрывается здесь столь широкое поле деятельности; мне же, признаться, как-то боязно за него — как бы снова не испить ему горькой чаши нашей бестолковщины и всяческих интриг!

Дягилев уехал в Рим, где должен был начаться сезон «Русских балетов», и просил меня приехать к нему продирижировать «Жар-птицей» и «Фейерверком», для которого он заказал итальянскому футуристу Балла особый род иллюстративной декорации со световыми эффектами. Я приехал в Рим. Читать далее

Дягилев есть должник. Дягилев мне должен деньги. Дягилев думает, что он мне все выплатил. Дягилев проиграл процесс в Буэнос-Айресе. Я выиграл процесс в 50 000 франков. Дягилев еще мне должен около 20 000 франков. Я не хочу 50 000 франков, но я хочу мои деньги заработанные, которые Дягилев мне еще должен от процесса, который выиграл мой английский адвокат Луис. Его зовут по-английски сэр Луис. Я не люблю сэров, а поэтому они не умеют срать. Я сру по-человечески, а не деньгами.

Итак, во исполнение намеченного вчера у ГорькогоПисатель, издатель плана несколько депутатов отправились сегодня, снабженные выработанными (крайне бестолково выработанными) директивами, в Государственную думу, дабы войти — от имени художественного мира — с пожеланиями организационного порядка, направленными главным образом на образование известной системы по охране наших художественных сокровищ. Закусив и выпив чаю, мы отправились в Думу. Читать далее

Очень выдающийся в моей личной жизни день. Я покинул свою «хату с краю» и «пущен в коловорот»! Рано утром телефон от Кузьмы Петрова-ВодкинаХудожник, теоретик искусства. Приглашает сегодня к ГорькомуПисатель, издатель: он-де, Кузьма, был вчера вечером у Алексея Максимовича, и они нашли, что теперь самое время соединиться художникам, обсудить общее дело и (поразительная конкретность и быстрота) наметить кандидата в министры искусства. Даже все уже согласились на том, что министром должен быть Дягилев. Читать далее

Я уверен, революция не нарушит культурной жизни России; мы всегда будем работать ради нашего искусства, и, конечно, новые власти теперь должны просить Сергея Павловича стать директором Мариинки.

Дягилев отправил меня в Испанию, чтобы я встретил артистов и привез их оттуда в Рим. В эти военные времена нелегко было организовать переезд около пятидесяти человек одновременно. Только проявив максимум энергии, я преодолел трудности этой поездки.

Мы прибыли, и воссоединение труппы оказалось воистину трогательным.

В дягилевской квартире на Корсо я заметил, что ПикассоХудожник проявляет неожиданный и достаточно необычный интерес к висевшей над диваном картине — шаблонному произведению придворной живописи XVIII века. «Пабло, чем тебя так очаровала эта картина?» — спросил его Дягилев. «Я тщательно изучаю ее, — ответил Пикассо, — чтобы научиться, как не надо рисовать».

Не хотел бы ты продирижировать «Жар-птицей» и «Фейерверком» в благотворительном концерте в Риме, Неаполе и Милане с 9 по 26 апреля! Итальянский посол в Берне может посодействовать.

Итак, сезон окончился; труппа возвращалась в Европу. Нужно думать о будущем. МужТанцовщик ска­зал, что телеграфировал Дя­гилеву: «В принципе я согласен обсудить проект поездки в Испанию». В нем вновь вспыхнула надежда, что, в конце концов, между ним и Сергеем Павловичем возникнет понимание. Несомненно, он тосковал по ста­рой дружбе и Дягилеву прошлых лет. Читать далее

Я еду на две-три недели в Рим с Дягилевым, чтобы написать декорацию там. Дела — средне, ибо все экономны страшно. Из России известий давно нет.

Согласились написать Дягилеву 27 актов декораций, считая за акт занавеси и любую перемену декораций, т.е картину и т.д. За эту работу мы получаем 80 000 франков (французских), на исполнение каждого акта полагается три недели, уплата производится по 2500 франков в месяц на двоих.

Я нашел для тебя восхитительное ателье. Доски, дерево, холст закуплены. Нашел тебе хорошего художникаХудожник в помощники. Необходимо, чтобы ты выехал из Парижа вместе со мной 7 февраля.

Дорогой дружище,

Дягилев совершенно прав в своих запросах. Но ваше замечание еще более справедливо. На этот раз нам следовало бы встретиться втроем. Это необходимо, и вдобавок чтобы музыка непременно была под рукой. Если смогу, зайду к вам завтра утром. Я слегка подправил окончание «четырехручной» пьесы. Вышло лучше.

Привет, старина.
Э.С.

Мой дорогой Дягилев, согласно нашему вчерашнему разговору я берусь написать балет, либретто которого Вы мне изложили и автором которого является итальянский поэт Канкилло. Работа должна быть окончена к концу 1917 г. Исключительно право представления этого произведения во всех странах принадлежит Вам в течение пяти лет, начиная с 1-го представления. За эту работу я должен получить от Вас сумму в десять тысяч французских франков. Весьма преданный Вам Морис Равель

Возраст: 44
Живет в: Италия, Рим
Работа: редактор журнала “Мир искусства”, организатор “Русских сезонов”, антрепренер
Интересы: театр, опера, балет, антреприза

В этот день:

Сегодня день рождения у Вацлав Нижинский и Сергей Вавилов
-5
В Петрограде
-9
В Москве
Индексы
24.68
Мясо парное
(1 сорт, пуд)
31.5
Лён отборный
(пуд)
2.35
Зерно
(пуд)
144
Валюта
(10 фунтов стерлингов)