Новый пост
Свободная
история
Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы

Мы недаром живем в сумасшедшем доме. Россия в настоящее время представляет собой аукцион, на котором русская душа продается предлагающему наивысшую цену. У нас влиянием пользуются люди бесстыжие, люди зычные, люди, выдающие какие угодно векселя в твердом намерении не платить по этим векселям.

Большевизм — это смесь интернационалистического яда со старой русской сивухой. Этим ужасным пойлом опаивают русский народ несколько неисправимых изуверов, старых и молодых, подкрепляемых тучей германских агентов. Давно пора этот ядовитый напиток заключить в банку и по всем правилам фармацевтического искусства поместить на ней мертвую голову и надпись «яд».

Два казака. Настоящие, здоровенные, под притолку го­ловами. У одного — обманно-юношеское лицо с коротким и тупым носом, с низким лбом под седеющими кудрями — лицо римской статуи. Другой — губы вперед, черные усы, ка­зак и казак. Неглупые (по-моему — хитрые), несложные, знающие только здравый смысл. Знающие свое, такое далекое всяким «нам» с нашими интеллигентскими извилинами, далекое вся­ким газетам, всякому СтрувеЭкономист, философ, преподаватель в Петроградском политехническом институте императора Петра Великого, Амфитеатрову…Журналист, писатель да и самой «политике» в настоящем смысле слова. Читать далее

Присев к моему письменному столу и облокотившись на него, Струве грустно произнес поразившие меня слова: «Неужели на старости лет нам снова придется стать революционерами?». В этом скорбном, обращенном к себе самому вопросе сказался весь Струве — его личное влечение к мирному научному и культурному творчеству, горечь от крушения надежды, что Россия с 1905 года, хотя и с колебаниями, вышла на путь мирного политического развития, и вместе с тем сознание обязательности подчиниться властному голосу долга, призывавшего снова кинуться в революционную борьбу против новых темных сил, завладевших Россией.

Однажды я сказал ему, что бесчинства революции должны неизбежно привести к жестокой реакции. С необычайной даже для него горячностью он воскликнул: «Что там реакция! Иоанн Грозный — молния с неба — вот что было бы адекватно творящейся мерзости!»

Я получил через Струве приглашение Временного комитета «Лиги Русской Культуры» вступить туда членом и сказать речь о русской культуре на первом публичном собрании. Ответил длинным письмом, что вступаю, но оговорился, что мне больно, что там нет Горького, а есть Родзянко. Относит. своего выступления — в зависимости от службы (по-видимому, кроме Протопопова, я возьму себе тему «Последние дни старого режима»).  

Утром похороны казаков. Та кучка, которая стояла впереди у амвона, смесь лиц, евреи из Исполнительного комитета, баре из Думы, министры. Эти люди сговориться не могут.

В толпе: «Hу вот, это по-настоящему, по-русски. Не то что когда-то “хулиганье с заводов» хоронило».

Старухи: «Вот милые вы мои, вышел он на ступени и говорит…» Другая старуха: «Пустое, он так говорит. Еще ура вздумал на похоронах кричать». Читать далее

Всю эту неделю легче дышится. Наступление и победа. Разум берет верх в Советах рабочих и солдатских депутатов. Читать далее

Старый порядок был заклеймен пятнами государственной измены, и те, кто, любя политическую свободу, прежде всего и превыше всего любили Россию, верили, что революция исцелит государство от этой язвы. Увы! Случилось иначе. Революция сама оказалась глубоко пронизанной элементами государственной измены, тлетворная зараза которой разлилась по всему народному организму. Читать далее

Россия наших дней изображает из себя для всего мира пьяного илотаВ Древней Спарте — земледелец, находящийся в зависимости у полиса. социализма и классовой борьбы. И я ясно вижу, что в результате русских опытов, политических и экономических, проводимых под знаком социализма, не может не произойти мирового крушения социализма как идеологии. Ибо, в самом деле, что случится, если в нашей стране восторжествует социализм в реальном образе русских социалистов и тех масс, которые пока следуют их призывам? Для самой России это будет означать полное народнохозяйственное и государственное банкротство.

Поддерживайте КеренскогоПредседатель Временного правительства, но не создавайте ему рекламы.

Создает Лигу русской культуры

Массы отвергают всякие задачи и цели, которые, как их в том уверили частью невежественные, частью бессовестные демагоги, грозят затянуть войну. Вместо того чтобы рассеять это непонимание масс, разъяснить им, что в исходе третьего года войны продолжительность ее зависит только от энергии и сосредоточенности военных действий и никакими формулами, и провозглашениями не может быть изменена, эти господа заставляют лиц, изображающих верховную власть в России, выкидывать двусмысленную и лживую формулу.

В широких кругах русского общества распространена тенденция не считать евреев вообще русскими, и этой тенденции, как известно, идет навстречу так называемое сионистическое движение. Но так как еврейская культура, основываясь почти исключительно на религиозно-бытовом обособлении, есть культура фрагментарная, то вполне возможны случаи — и они в культурных слоях до новейшего времени были общим правилом — что человек является евреем по религии, будучи по культуре и национальности русским.

Вещи следует безбоязненно называть своими именами: мы переживаем неслыханный в мировой истории кризис идеи нации и государства, и место, где разыгрывается эта бесовская трагедия национально-государственного отступничества, есть душа русского народа.

Материальная сторона жизни гораздо легче восстановима, то есть может быть создана наново, чем духовная. «Духовный» же «капитал» в известных условиях и в известном смысле вечен, но зато он и не восстановим, поскольку утрачен. Последнее возможно потому, что духовный капитал, оставаясь вечным в смысле объективного бытия, может для живых людей перестать существовать? как их собственная живая сила и стать «музейным» предлогом или «памятником».