Новый пост
Свободная
история
Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы

Всю эту неделю легче дышится. Наступление и победа. Разум берет верх в Советах рабочих и солдатских депутатов. Читать далее

Старый порядок был заклеймен пятнами государственной измены, и те, кто, любя политическую свободу, прежде всего и превыше всего любили Россию, верили, что революция исцелит государство от этой язвы. Увы! Случилось иначе. Революция сама оказалась глубоко пронизанной элементами государственной измены, тлетворная зараза которой разлилась по всему народному организму. Читать далее

Россия наших дней изображает из себя для всего мира пьяного илотаВ Древней Спарте — земледелец, находящийся в зависимости у полиса. социализма и классовой борьбы. И я ясно вижу, что в результате русских опытов, политических и экономических, проводимых под знаком социализма, не может не произойти мирового крушения социализма как идеологии. Ибо, в самом деле, что случится, если в нашей стране восторжествует социализм в реальном образе русских социалистов и тех масс, которые пока следуют их призывам? Для самой России это будет означать полное народнохозяйственное и государственное банкротство.

Поддерживайте КеренскогоПредседатель Временного правительства, но не создавайте ему рекламы.

Создает Лигу русской культуры

Массы отвергают всякие задачи и цели, которые, как их в том уверили частью невежественные, частью бессовестные демагоги, грозят затянуть войну. Вместо того чтобы рассеять это непонимание масс, разъяснить им, что в исходе третьего года войны продолжительность ее зависит только от энергии и сосредоточенности военных действий и никакими формулами, и провозглашениями не может быть изменена, эти господа заставляют лиц, изображающих верховную власть в России, выкидывать двусмысленную и лживую формулу.

В широких кругах русского общества распространена тенденция не считать евреев вообще русскими, и этой тенденции, как известно, идет навстречу так называемое сионистическое движение. Но так как еврейская культура, основываясь почти исключительно на религиозно-бытовом обособлении, есть культура фрагментарная, то вполне возможны случаи — и они в культурных слоях до новейшего времени были общим правилом — что человек является евреем по религии, будучи по культуре и национальности русским.

Вещи следует безбоязненно называть своими именами: мы переживаем неслыханный в мировой истории кризис идеи нации и государства, и место, где разыгрывается эта бесовская трагедия национально-государственного отступничества, есть душа русского народа.

Материальная сторона жизни гораздо легче восстановима, то есть может быть создана наново, чем духовная. «Духовный» же «капитал» в известных условиях и в известном смысле вечен, но зато он и не восстановим, поскольку утрачен. Последнее возможно потому, что духовный капитал, оставаясь вечным в смысле объективного бытия, может для живых людей перестать существовать? как их собственная живая сила и стать «музейным» предлогом или «памятником».

В более далеком будущем русский народ проснется от кошмара и начнет жить, как великий, сознающий себя народ. То, что мы сейчас переживаем, указует нам одну великую многообъемлющую задачу, весь смысл которой раскрывается только теперь.

Мы должны строить русскую культуру. Мы должны строить культуру. Культура это есть то, что народу дает бытие, государству — смысл и оправдание.

Явление русской революции объясняется совпадением того извращенного идейного воспитания русской интеллигенции, которое она получала в течение почти всего XIX века, с воздействием великой мировой войны на народные массы: война поставила народ в условия, сделавшие его особенно восприимчивым к деморализующей проповеди интеллигентских идей. Извращенное же идейное воспитание интеллигенции восходит к тому, что близоруко-ревнивое отстаивание нераздельного обладания властью со стороны монархии и узкого круга близких к ней элементов отчудило от государства широкий круг образованных людей, ослепило его ненавистью к исторической власти, в то же время сделав эту интеллигенцию бесчувственной и слепой по отношению к противокультурным и зверским силам, дремавшим в народных массах. 

В ходе русского исторического развития между социализмом и либерализмом создалось весьма своеобразное соотношение. Во всех других странах социализм вырос на почве, уже подготовленной эволюцией правового строя, основанного на началах либерализма и демократии. Так было не только во Франции и в Англии, но и в Германии, и в Австрии. Иначе обстояло дело в России, где после декабристов, совершенно еще не затронутых идеями и чаяниями социализма, вся последующая борьба за политические преобразования оказалась тесно переплетена с социалистическими тенденциями и идеями.

Роль, которую социализм был призван играть в России, определялась духовной и политической отсталостью России, ибо эта отсталость, и только она одна, мешала русскому либерализму развиваться и преуспевать.

У нас, русских, у России, есть великое и славное прошлое, безотрадное и постыдное настоящее и темное будущее. России нужна не политическая реставрация, а глубокое духовное возрождение.

Русские люди оказались на погорелом месте историческими калеками. Живой храм русской культуры, созидавшийся длинным рядом поколений, опустошен и осквернен. Неужели, кто в духе и истине чтит память другого исполина русского духа, навсегда связавшего себя с Пушкиным, — Достоевского — может терпеть и стерпеть, чтобы нечестивые антихристовы руки по всей русской земле гнали старцев Зосим и всю православную церковь, взрывали храмы и оскорбляли всякую религиозную веру?! Нет, из души русской нельзя вытравить ни имени, ни заветов Достоевского, нельзя погасить его духа, пророчески заклеймившего теперешних властителей России как стадо бесов.