Новый пост
Свободная
история
Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы

В ходе русского исторического развития между социализмом и либерализмом создалось весьма своеобразное соотношение. Во всех других странах социализм вырос на почве, уже подготовленной эволюцией правового строя, основанного на началах либерализма и демократии. Так было не только во Франции и в Англии, но и в Германии, и в Австрии. Иначе обстояло дело в России, где после декабристов, совершенно еще не затронутых идеями и чаяниями социализма, вся последующая борьба за политические преобразования оказалась тесно переплетена с социалистическими тенденциями и идеями.

Роль, которую социализм был призван играть в России, определялась духовной и политической отсталостью России, ибо эта отсталость, и только она одна, мешала русскому либерализму развиваться и преуспевать.

У нас, русских, у России, есть великое и славное прошлое, безотрадное и постыдное настоящее и темное будущее. России нужна не политическая реставрация, а глубокое духовное возрождение.

Русские люди оказались на погорелом месте историческими калеками. Живой храм русской культуры, созидавшийся длинным рядом поколений, опустошен и осквернен. Неужели, кто в духе и истине чтит память другого исполина русского духа, навсегда связавшего себя с Пушкиным, — Достоевского — может терпеть и стерпеть, чтобы нечестивые антихристовы руки по всей русской земле гнали старцев Зосим и всю православную церковь, взрывали храмы и оскорбляли всякую религиозную веру?! Нет, из души русской нельзя вытравить ни имени, ни заветов Достоевского, нельзя погасить его духа, пророчески заклеймившего теперешних властителей России как стадо бесов.

 

Борясь с самодержавием, никто из нас не верил, что оно может когда-нибудь пасть. Мы трясли его как дерево, чтобы упало по возможности больше плодов в виде необходимых реформ.

Резкость и жестокость ЛенинаЛидер партии большевиков психологически неразрывно связаны, и инстинктивно, и сознательно, с его неукротимым властолюбием. В таких случаях обыкновенно бывает трудно определить, что служит чему, властолюбие ли служит объективной цели или высшему идеалу, который человек ставит перед собой, или, наоборот, эта задача или этот идеал являются лишь средствами утоления ненасытной жажды власти. Читать далее

Революция, низвергшая «режим», оголила и разнуздала гоголевскую Русь, обрядив ее в красный колпак. В революционную эпоху Хлестаков как бытовой символ из коллежского регистратора получил производство в особу первого класса, и «Ревизор» из комедии провинциальных нравов превратился в трагедию государственности. Гоголевско-щедринское обличие великой русской революции есть непререкаемый исторический факт.

Обычное ходячее объяснение той катастрофы, которая именуется и впредь будет, вероятно, именоваться русской революцией (хотя в известном смысле право ее на этот все-таки морально значительный титул довольно сомнительно), прежде всего, заключается в ссылке на невежество и некультурность народа. Однако это объяснение не может нисколько удовлетворить ни политика, который как действенный и ответственный участник событии обсуждает их реальный смысл, ни историка, который объективно анализирует их и сопоставляет с прошлым своего и чужих народов. Русский народ был гораздо более невежественным и некультурным в эпоху Стеньки Разина и Емельки Пугачева, чем теперь; он был тогда во всем своем составе, так сказать, сплошь менее культурен, чем в наше время. С другой стороны, вряд ли современный русский народ в массе своей менее культурен, чем были народы французский и английский в эпоху их подлинных и подлинно-великих революций. У нас как-то очень легко забывают, что «культурность» народных масс там, где она налицо и поскольку она действительно наблюдается, есть приобретение почти исключительно XIX в. и что для XVII и XVIII вв. о культурности этих масс даже у самых передовых народов Запада речи быть не может.

В нашей революции 1917 г. идеи играли роль случайных украшений, орнаментальных надстроек над разрушительными инстинктами и страстями. 

Читать далее

Русская монархия рушилась оттого, что она слишком долго опиралась на политическое бесправие дворянства и гражданское бесправие крестьянства. Из политического бесправия дворянства и других культурных классов родилось государственное отщепенство интеллигенции. А это государственное отщепенство выработало те духовные яды, которые, проникнув в крестьянство, до 1861 г. жившее без права и прав, не развившее в себе ни сознания, ни инстинкта собственности, подвинули крестьянскую массу, одетую в серые шинели, на ниспровержение государства и экономической культуры. 

Твердыня зла пала в России. 

Видел во сне Струве. Будто он целовал меня.

Внутриполитическая обстановка в России в настоящее время характеризуется двумя особенностями: 1) Экономическими трудностями, связанными с войной. 2) Все более углубляющимся противостоянием между царской властью и народом. Недовольство положением дел в стране стало предельно острым и ясно ощутимым. Вполне очевидно, что доведение войны до победного конца требует национального согласия, основанного на компромиссе между различными интересами, и подчинении этих интересов единой, высшей цели. Читать далее

Народ шёл к нему, народ ждал его. Царь встретил свой народ. Нагайками, саблями и пулями он отвечал на слова скорби и доверия. На улицах Петербурга пролилась кровь и разорвалась навсегда связь между народом и этим царём. Всё равно, кто он, надменный деспот, не желающий снизойти до народа, или презренный трус, боящийся стать лицом к лицу с той стихией, из которой он почерпал силу, — после событий 9/22 января 1905 г. царь Николай стал открыто врагом и палачом народа. Больше этого мы о нём не скажем. После этого мы не будем с ним говорить. Он сам себя уничтожил в наших глазах — и возврата к прошлому нет. Эта кровь не может быть прощена никем из нас. Она душит нас спазмами, она владеет нами, она ведёт и приведёт нас туда, куда мы должны идти и прийти.

Мать держит нас в руках, дает нам приказания, дитя слушается нас и во всяком случае, хочет оно того или не хочет, живет и растет под нашим влиянием. Как же любить это двойственное и в то же время единое существо? Как удовлетворить и мать, и дитя?

Война неизбежно превращается из непосредственного состязания вооруженных живых сил в систематическое истощение самих источников этих живых сил, в настоящую guerre d’usureФр. — война на истощение..

Завтракал со СтрувеЭкономист, философ, преподаватель в Петроградском политехническом институте императора Петра Великого, ЛьвовымМинистр-председатель Временного правительства, ранее председатель Всероссийского земского союза и Союза городов и МаклаковымЮрист, член IV Государственной думы. Они были в очень приподнятом настроении и в то же время поразили меня скромностью своих желаний.  В качестве желательного министра внутренних дел они называли Самарина, потому что знают, что он не продаст Россию ни немцам, ни РаспутинуДруг императорской семьи. Мне показалась даже трогательной их скромность и такой патриотизм. Может быть, не все так думают, но в том-то и беда, что власть не умеет и не хочет искать поддержки у лучших людей.

В этот день:

Сегодня день рождения у
Константин Глобачев
+6
В Петрограде
+10
В Москве
Индексы
24.68
Мясо парное
(1 сорт, пуд)
31.5
Лён отборный
(пуд)
2.35
Зерно
(пуд)
144
Валюта
(10 фунтов стерлингов)