Вчера я был в Драматическом театре на лекции Волошина «Судьба Верхарна». Я первый раз в этом театре. Он похож на загородный ресторан: залы с тропическими растениями, ковры, золоченые люстры. Собралось человек сто. Зал был почти пустой. Был неизменный Вячеслав Иванов. Я влез в один из первых рядов и сидел между мамашей Волошина, седенькой старушкой, и дочерью Бальмонта, девицей с белыми ресницами, пухлой и застывшей. Много длинноволосых поэтов.
Волошин — маленький, толстенький, с рыжей шевелюрой, в пенсне и глухом шелковом жилете. В фойе он суетливый, на сцене неподвижный, с глухим голосом и скупыми жестами. Читал он хорошо. Говорил о страшном уделе Франции — гибели трехсот поэтов на войне, о смерти величайшего социалиста ЖоресаЖан Жорес — французский социалист, борец против колониализма, философ, историк. Был застрелен фанатиком-националистом накануне начала Первой мировой войны., убитого в ресторане за несколько минут до объявления войны. О смерти критика ЛеметраФрансуа Эли Жюль Леметр — французский критик, член Французской академии, глава «импрессионистской школы»., который перед смертью внезапно разучился читать и пытался вновь научиться, разбирая по слогам. О Реми де ГурмонеРеми де Гурмон — французский писатель, эссеист, художественный критик., внезапно потерявшем вкус к искусству, с отвращением закрывавшем прежде любимые книги, убитом этой войной. О художнике «темных видений» старике РедонеОдилон Редон — один из основателей символизма и «Общества независимых художников» . Творчество Редона разделяется на два периода: «чёрный» и «цветной»., потерявшем всех сыновей, который сказал Волошину: «Если бы Христос вновь пришел на землю, я бы сам приказал арестовать его», и, наконец, о фатальной смерти Верхарна с отрезанными ногами. Это все — война. Эти смерти — милосердие судьбы, унесшей лучших, чтобы избавить их от мучительного состояния ненависти, разлада и отчаяния.
Только закрою горячие веки
Райские розы, райские реки...
Где-то далече,
Как в забытьи,
Нежные речи
Райской змеи.
Я давал вечер стихов в Баку, возвращаясь из Кутаиса. По городу были расклеены афиши — БрюсовПоэт читал ряд лекций. Мне очень хотелось бы его повидать и примиритьсяБрюсов был первым, кто заметил Северянина, и всячески продвигал его в литературных кругах. Однако уже на вторую книгу поэта, «Златолира», Брюсов отзывается разгромной рецензией. Оскорбленный Северянин пишет стихотворение «Поэза для Брюсова», объясняя критику завистью. После чего их общение прекращается. с ним, но я не знал, как бы сделать это лучше. Мне было известно, как мало в большой России истинных поэтов, поэтому я привык в душе свято чтить их — нас? — с детства. Что земные нелады перед небесным ладом душ наших? Читать далее
Страшный холод; не выезжала; все около 20 градусов.
Беречь какой угодно ценой Думу — значит компрометировать идею ее.
Еще хуже стало, когда РаспутинаДруг императорской семьи убили. Раньше все валили на него. А теперь поняли, что дело вовсе не в Распутине. Его убили, а ничего не изменилось. И теперь все стрелы летят прямо, не застревая в Распутине. Итак, надо выиграть время. Два-три месяца.
Разбирала опять письма. Какие ласковые, полные любви письма моего милого покойного АндрюшиАндрей Толстой — сын Льва и Софьи Толстых, умер в 1916 году.! И какая жалкая была МашаМария Толстая — дочь Льва и Софьи Толстых, умерла в 1906 году. О своих чувствах к матери она писала в 1897 году: «Отношения между мамой и мной были для меня всегда, с моего детства, большим несчастьем». После смерти Марии от воспаления легких Лев Толстой вспоминал дочь: «Снова и снова думаю о Маше, но с добрыми слезами умиления, — не о том думаю, что она потеряна для меня; думаю просто о праздничных мгновениях, прожитых с нею, благодаря любви к ней».!
Нужно стать на путь государственного переворота. Все элементы, которые нужны для того, чтобы вызвать взрыв, налицо: во-первых, состояние самой власти, охваченной процессом гниения, глубокое недоверие и презрение к этой власти со стороны всех кругов русского общества, внешние неудачи, наконец, тяжелые материальные невзгоды в тылу, словом, все, как по рецепту, собрание всех тех элементов, которые нужны для взрыва.
Не успел Сережа вернуться от доктора, как пришел к нам впервые Александр РославлевАлександр Рославлев — поэт, публицист. Автор скандально известной эпиграммы на памятник Александру III в Санкт-Петербурге: «Третья дикая игрушка Для российского холопа: Был царь-колокол, царь-пушка, А теперь ещё царь-жопа».. Я его вижу впервые, но Сережа мне много рассказывал о нем, об их встрече в Москве, о его романе с бутафоршей и его обжорстве, поэтому я с любопытством рассматриваю его, а затем иду готовить завтрак. Для него одного Сережа заказывает яичницу из десяти штук яиц, коробку шпрот, два хлеба, икры, молока. Внешность у него грандиозная — весьма и весьма рослый, объемистый, с солидной головой распутинского типа; рассказывает с большим юмором, его приятно слушать. Сережу он очень развлек своими рассказами, так что по его уходе он с удовольствием принялся за работу.
В ночь на вчера мороз, пошедший было накануне на убыль, начал опять заметно крепнуть и к 5 ч. утра достиг 24 градусов по РеомюруГрадус Реомюра (°R) — единица измерения температуры, в которой температуры замерзания и кипения воды приняты за 0 и 80 градусов соответственно. Предложен в 1730 году французским ученым Реомюром. -24°R = -30°С. Около 9 ч. утра большинство термометров показывало 22 градуса мороза, причем температура воздуха в разных частях города была далеко не одинакова. Так, около полудня в одно и то же время термометры показывали на Каланчевской площади 19° холода, на Курском вокзале и в районе Мясницкой — 21, а на одной из окраин даже — 24. После полудня мороз продолжал увеличиваться часов до 6 вечера, после чего пошел снег, и сразу заметно потеплело. К 8 ч. вечера температура повысилась уже до 14°.
Даю себе слово больше не пить. Меня везут в госпитальУ Зощенко был обнаружен порок сердца. по талому февральскому снегу.
В Риме начался мясинский период в истории Русского балета. Если в «Полуночном солнце«Полуночное солнце» — балет Леонида Мясина на музыку Николая Римского-Корсакова, оформление Михаила Ларионова. Входит в программу «Русского балета Дягилева». Впервые поставлен в Женеве в 1915 году.» еще ощутимо влияние ФокинаТанцовщик, хореограф, то балеты, появившиеся в Риме, созданы в совершенно ином русле, в них уже проявился стиль, которому суждено было стать отчетливо мясинским. Лишившись сходства и с балетами Фокина, отмеченными ясным и красивым рисунком, и с традиционными классическими балетами, они стали усложненными, суховатыми, вычурными.
Гинденбург нанёс мне визит в моём кабинете на Юнкернгассе, и был поражён, что я, оказывается, живу в знаменитом доме с привидениями. Только теперь я узнал, что, оказывается, я давал приют привидению.
Очередной скандал в Мариинском театре. Крупный скандал разыгрался на днях в Мариинском театре во время генеральной репетиции новой оперы «Фенелла» между главным режиссером Тартаковым и режиссером, ставившим оперу «Фенелла». Скандал возник из-за чествования оркестра Финляндского полка. В то время как Боголюбов настаивал на том, чтобы чествование носило помпезный характер, Тартаков был против этого, указывая на то, что решение такого важного вопроса зависит исключительно от директора Императорских театров г. ТеляковскогоГлава Дирекции Императорских театров. В результате Боголюбов обозвал Тартакова «взяточником». Дело чуть было не дошло до драки. Предстоит суд чести.
Факты — упрямая вещь, говорит английская пословица. Эта пословица особенно часто вспоминается, когда видишь, как иной писатель соловьем разливается по вопросу о величии «принципа национальности» в его разных значениях и соотношениях, причем применяется этот «принцип» по большей части столь же удачно, как удачны и уместны были восклицания известного героя народной сказки: «Таскать вам не перетаскать» при виде похоронной процессии. Читать далее