Женщина в кинематографии
Как работать в кино: пособие для женщин
Каждый день жизнь открывает перед женщиной все новые и новые пути к ее самостоятельности. Еще один вид труда открывается перед ней — это кинематография.
С каждым днем у нас развивается в России кинематографическое дело. Создаются новые фабрики, открываются киноателье, и этим самым дают возможность женщине применить свои способности в еще совсем новом и интересном для нее деле. В настоящее время в кинофабриках работают почти одни женщины.
Первая ступень женской работы — это склейщицы. Работа эта не требует особого труда и никакой подготовки. Нужна лишь внимательность. Получают склейщицы 60-70 рублей. Более ответственная работа лежит на монтировщицах. Они по сделанной режиссером выписке должны привести в порядок кусочки фильма (картины) в одно целое. Получают они от 100-125 рублей в месяц. И уже совершенно ответственная работа у лаборантов. Но несмотря на хорошо оплачиваемый труд (150-250 руб.), желающих работать в лаборатории слишком мало, так как работа их протекает в течение целого дня в темной душной комнате, что очень вредно отражается на здоровье и глазах. Но это всего лишь чисто фабричная работа. Более же интересной является работа на сцене. Сейчас, когда ощущается такой недостаток в мужчинах, у нас помощниками режиссера являются по большей части женщины. И справляются они не хуже мужчин. И от этого дело лишь только выигрывает. Работа помощника именно требует большой внимательности. То, что забудется, ускользнет от режиссера, должен все помнить его помощник.
Один недостаток в работе помощника — это то, что он никогда не имеет определенных часов работы. Съемка картины происходит иногда по утрам, иногда вечером. Но в большинстве случаев — с утра до ночи. Получают помощницы режиссера от 150 до 200 рублей. Но в то же время, помощнице, если она энергична и обладает художественным вкусом, богатой фантазией, открыта дорога сделаться режиссером. Пока у нас в России только два режиссера-женщины. Это актриса Преображенская (игравшая Маню в «Ключах счастья») и А. А. Ханженкова (поставившая с участием Полевицкой картину «Ошибка сердца»). Зарабатывает режиссер от 400 до 1000 рублей в месяц. Не менее интересна и самостоятельна работа у операторши (фотографа, производящего съемку картины). Их уже у нас в России довольно много. Обычно они работают сначала в лаборатории, а потом, подучившись, делаются операторшами. Хорошая операторша зарабатывает до 300 рублей в месяц. Кроме того, они получают еще иногда с каждого снятого ими метра.
Пишут женщины и сценарии (пьесы для кинематографа). Пишут сценарии следующим образом: прежде всего, пишется либретто для всей задуманной автором пьесы. Когда либретто готово, нужно разбить его на отдельные сцены, стараясь по возможности как можно более разнообразить место действия съемки. Стоит избегать сильного нагромождения ненужных в пьесе действующих лиц. Сюжетом пьесы лучше всего всегда взять истинное происшествие из жизни. Публика не любит ничего неестественного, фантастического, вообще всего того, что не близко соприкасается с жизнью. Когда сценарий написан, его нужно отослать режиссеру какого-либо киноателье. Оплачивают они разно: от 100 и иногда даже 500 рублей (смотря по оригинальности сюжета).
Теперь еще остаются артистки. Но это уже совсем не ново в области женского труда и искусства.
Крупный заработок кинематографической артистки, даже средний, — побудитель артистов драмы и балета переходить в кинематограф. Но опыт показал, что артистки-профессионалки в большинстве случаев мало пригодны для игры в кинематографе. И кинематографические режиссеры в последнее время стали прибегать к услугам любительниц, отыскивая среди них самородков и создавая из них кинематографических артисток.
В Москве уже открылись две студии специально для игры в кинематографе. Так что теперь нередким будет тот факт, что вчерашняя машинистка или продавщица стала кинематографической артисткой. Помимо студии желающим испробовать свои способности можно рекомендовать другой способ — предложить свои услуги в качестве статистки. Сделаться статисткой совсем не трудно. Нужно лишь обратиться к режиссеру какого-либо ателье.
Зарабатывает статистка немного, рублей 60 в месяц. Но зато, если она обладает способностями, режиссер всегда ее выделит, дав играть небольшую роль в какой-либо пьесе. А став артисткой и выступая хотя бы даже на маленьких ролях, уже легко потом пробить себе дорогу.
Кинематография тем и хороша, что мало-мальски способную сейчас же выделяют, выдвигают, и она не затеривается где-либо в глуши на провинциальной сцене, как это зачастую бывает среди артисток сцены, даже и талантливых.
Вс. Чайковский
Покажите мне героя, и я напишу трагедию.
Мой сосед часами говорит с хозяйкой дома. Оба говорят, хозяйка — почти полушепотом, и от этого еще хуже... Неужели это так во всех домах?.. Время от времени что-то рушится на кухне или в коридоре. Вчера на чердаке сверху постоянно катали шар, как если бы кто-то по какой-то непонятной причине играл в боулинг, и еще вдобавок внизу играли на пианино.
Каждый день после чая папа Феликса читает громко газеты. Very утомительно! Особенно потому, что все интересные места он пропускает.
После завтрака посидел у Алексея — ему лучше, и жара почти не было.
Все советуют мне поехать на несколько дней в Петербург. Однако это вряд ли чем-либо поможет.
Новое нашествие жидов: «12 января министр внутренних дел ПротопоповМинистр внутренних дел, националист-консерватор разрешил популярному в провинции антрепренеру Фишзону и его труппе в 35 человек право жительства в Петрограде и устройство здесь во время Великого поста спектаклей на еврейском языке». Читать далее
В Москве — тут нашел более определенные настроения. Кн. ЛьвовПервый председатель Временного правительства только что вернулся из Петербурга и на квартире Челнокова рассказывал по секрету последние столичные новости. В ближайшем будущем можно ожидать дворцового переворота. В этом замысле участвуют и военные круги, и великие князья, и политические деятели. Предполагается, по-видимому, устранить Николая IIРоссийский император и Александру ФедоровнуРоссийская императрица, жена Николая II. Надо быть готовыми к последствиям. Немногие присутствовавшие были согласны в том, что самому Львову не миновать стать во главе правительства. Челноков характеризовал потом этот разговор так: «Никто об этом серьезно не думал, а шла болтовня о том, что хорошо бы, если бы кто-нибудь это устроил».
Я очень рекомендую тебе не ездить сюда, Катя!
Я часто ломаю голову над вопросом, чем можно спасти монархию? И право, не вижу средств.
Некоторое время ждали здесь государственного переворота, но как будто, говорят скептики, не выгорело. Оптимисты уверяют, что надежда не потеряна.
Cтоит ли некоторые стихи посылать БунинуПисатель, он ведь гораздо тоньше Г-го, а ГорькомуПисатель, издатель я пошлю отрывки из «Зыби». Бунин сейчас в Москве, я узнал его адрес.
Читал в постели БарковаИван Барков — русский поэт, автор эротических «срамных од», ученик Михаила Ломоносова. «БородуПронесся слух: хотят кого-то будто сжечь; Но время то прошло, чтоб наше мясо печь. Безбожника сего всеместно проклинают, И беззаконие его все люди знают: Неизреченный вред закону и беда — Обругана совсем честная борода! О лютый еретик! Против чего дерзаешь? Противу бороды, и честь ее терзаешь! Какой ты сеешь яд? Покайся, на тебя уже разверзся ад; Оплакивай свой грех, пролей слез горьких реки, Когда не хочешь быть ты в Тартаре вовеки. О вы, которых он Прогневал паче меры, Восстав противу веры И повредив закон! Не думайте, что мы вам созданы на шутки; Хоть нет у нас бород, однако есть рассудки: Не боги ведь и вы, А яростью своей не человеки — львы, Которые страшней разверста адска зева. Спаси, о боже, нас от зверского их гнева. Забыли то они, как ближнего любить; Лишь мыслят, как его удобней погубить, И именем твоим стремятся только твердо По прихотям людей разить немилосердо.» и др. Однообразно, но кое-что очень забавно, и язык иногда великолепно смачен.
«Столичный яд» — это сплетня, щупальцы которой медленно охватывают супругов и приводят их к катастрофе. В центральных ролях г-жа ХолоднаяКиноактриса и г. Полонский дали ряд интересно задуманных моментов, и порою им удается овладеть вниманием зрителей. Картина смотрится с интересом и производит впечатление. Постановка довольно удовлетворительна, недурна фотография.