Священный Собор приступил к решению вопроса о восстановлении патриаршества в Русской Церкви. Мы вступаем в полосу не только борьбы, но, может быть, и гонений, и нет власти, которая может нас защитить. Что делал коллегиальный орган управления, который должен был постоять за Церковь? Летом, когда состоялся закон о передаче церковных школ в ведение Министерства народного просвещения, с постановлениями Св.Синода и Всероссийского съезда духовенства и мирян не считались. Собор собрался поздно: его протест запоздал. В такие моменты необходима не медленно действующая власть коллегиальная, а единоличная власть, способная к быстрым решениям.
Мне скажут: Временное правительство не считалось с Синодом, не считается с Священным Собором, не стало бы оно считаться и с патриархом. Но с патриархом оно должно будет считаться, ибо в его руках будут очень действительные способы воздействия на правительство. Он — центр церковной соборной жизни. В минуты угрожающей Церкви опасности он может собрать Церковный Собор. Он тотчас разошлет во все концы телеграммы, и в ту же минуту, по знаку патриарха, везде будут совершать богослужения, всюду соберутся маленькие Соборы и отовсюду раздастся голос, который будет требовать от правительства одного и того же. Правительство зависит от выборов, а выборы делает народ. Ужели же правительство не будет считаться с патриархом, за которым стоит народ? Это я сказал в пользу патриаршества с точки зрения целесообразности.
Теперь укажу религиозные убеждения к восстановлению патриаршества. Отчего у нас это могучее течение, которое влечет нас к патриаршеству? Во времена развала нужен живой представитель национальной жизни, живой носитель власти, живой пример. Нужен постоянный центр соборного единения, собиратель рассеянного стада, чтобы по его призыву Собор мог собраться, когда нужно. Это — сила живая, потребность в которой чувствуется и которой нам недостает. Так и нужно ставить вопрос: нужен ли Церкви глава, который бы мог отстаивать права и независимость Церкви при всяком государственном строе, представитель национального единства, или не нужен?
Особенно этот вопрос имеет значение в настоящее время. Чем кончится война? Возможно, что от государственного тела будут отторгнуты целые области с православным населением. И вот власть патриарха будет простираться за границы государства и будет поддерживать в умах и сердцах отторгнутых областей идею национального и религиозного единства.
Позвольте ответить на некоторые возражения противников. Возражения эти двух родов. Я отказываюсь считаться с тем возражением, что идея патриаршества не либеральна, не прогрессивна. Это возражение не достойно Церкви. Ей не подобает гоняться за такими временными лозунгами: сегодня прогрессивно одно, завтра — другое. Для Церкви один критерий истины — вечная истина Божественного откровения, и только с этой точки зрения надо решать всякие церковные вопросы, в том числе и вопрос о патриархе.
Есть другого рода возражение, исходящее из глубокого религиозного чувства. Как бы патриарх не подавил в Церкви начала соборности, мы надеемся рассеять это опасение. Ведь патриарх при новых государственных условиях не будет располагать внешней государственной силой; он — центр православного духовенства и народа, вся его сила в соборности. Я не боюсь, чтобы он оказался деспотом: это значило бы отказаться от соборности, в которой его опора, подрубать сук, на котором он сидит, отрешиться от того, что дает ему авторитет и силу — от духовных основ своей власти. Залог его силы и власти в соборном единении, центром которого он является.
Атмосфера тревожная, как будто накануне гражданской войны.
Ежедневно ожидается выступление большевиков.
Какого чорта в ступе натворило правительство с этим въездом в Москву! Ну, правительство! «Они сидят, пьянствуют там, кожа их одуйся!» — сказала одна баба. А солдат прибавил: «Главная беда — этот сраный жид Керенский!»
Терещенко говорит о необходимости избавиться от Керенского и запретить Советы. Если бы у них только хватило на это сил!
Проба сил большевиков ожидается в среду, 7 ноября.
Вот уже две недели, как большевики, отъединившись от всех других партий (их опора — темные стада гарнизона, матросов и всяких отшибленных людей, плюс — анархисты и погромщики просто), держат город в трепете, обещая генеральное выступление, погром для цели: «вся власть советам» (т.е. большевикам). Читать далее
Уважающая себя партия не может терпеть штрейкбрехерства и штрейкбрехеров в своей среде. Это очевидно. А чем больше вдуматься в выступления Зиновьева и Каменева в непартийной прессе, тем более бесспорно становится, что их поступок представляет из себя полный состав штрейкбрехерства. Читать далее
Прочел в газете («Вечерние Биржевые»), что на одного милиционера напало 20 хулиганов и, связав его, заставили его лаять по-собачьи. Когда он отказывался, его избивали. Это продолжалось 4 часа. Потом его развязали и, уходя, каждый ударял его по лицу. Читать далее
Отсутствие хорошо организованной полицейской силы и безусловно преданной правительству силы военной парализовали его. Здесь и был зародыш разрушения, и росту его не могла воспрепятствовать вся огромная энергия, проявленная Временным правительством в деле органического законодательствования. А кроме того, каждый из министров был настолько поглощен своим ведомством, что ни у кого из них не было времени практически обдумывать то, что касалось других ведомств, и предлагать какие-нибудь конкретные меры. В частных совещаниях обсуждались лишь общеполитические вопросы.
На заводах помещения комитетов были завалены винтовками. Приходили и уходили связные, обучалась Красная гвардия… Во всех казармах днем и ночью шли митинги, бесконечные и горячие споры. По улицам в густевшей вечерней тьме плыли густые толпы народа. Словно волны прилива, двигались они вверх и вниз по Невскому. Газеты брались с боя… Грабежи дошли до того, что в боковых улочках было опасно показываться… Однажды днем на Садовой я видел, как толпа в несколько сот человек избила до смерти солдата, пойманного на воровстве… Читать далее
Вчера ночью в Выборгском районе состоялись летучие митинги, на которых участвовало много хулиганов. Митинги были организованы воровскими организациями. Милиционеры были удалены с митингов. Им было заявлено, что все комиссариаты по постановлению воровских организаций будут упразднены и разгромлены. Ходят слухи о массовых поджогах.
Несмотря на тяжелые дни, переживаемые страной, в Петрограде продолжаются безответственные призывы к вооруженному выступлению и погромам и вместе с тем с каждым днем усиливаются грабежи и бесчинства. Такое положение дезорганизует жизнь граждан и мешает планомерной работе правительственных органов. В сознании ответственности и долга перед родиной приказываю: 1) каждой воинской части, согласно особых распоряжений в пределах района своего расположения, оказать всемерное содействие органам городского самоуправления, комиссарам и милиции в охране государственных и общественных учреждений; Читать далее
Исполняющий должность комиссара Временного правительства по г. Москве Григоров прислал Городскому голове уведомление, что он созывает в Москве совещание по борьбе с анархией, согласно циркуляру Министерства внутренних дел.
Грустное и возмутительное зрелище: погромы помещичьих имений и фабрик, но ведь вы же сами, господа Родзянки, Трубецкие, Болконские, Коноваловы, Рябушинские и пр., содействовали им, сведя с престола символ права и не сумев заменить его другим символом, необходимым для темного народа. Наш солдат и мужик поняли, очевидно, что с падением царя пала всякая власть и стало возможно делать что хочешь, между прочим, и грабить. Не пожинаете ли вы то, что сами же посеяли. С царем у нас исчезло и право собственности. В газетах опять о забастовке городских рабочих, которые устраивают ее, науськиваемые большевиками, как средство смуты, а вовсе не из экономических потребностей. В корне это, конечно, затея большевиков, и в самом глубоком корне — немецкие деньги, для нашего развала. В Петрограде со дня на день ожидается восстание большевиков, правительство живет под этим страхом и не принимает никаких мер против открыто производящихся приготовлений к восстанию!
То, что я делаю, просто и очевидно: в моих отношениях с городом, семьей, профессией, обществом, любовью (можешь поставить ее на первое место, если пожелаешь), к существующему или будущему сообществу наших людей, во всех этих отношениях я не оправдал себя достаточно и, более того, я провалился так, как никто другой (я знаю по пристальным наблюдениям за собой). В глубине это всего лишь детская идея — «Никто так не плох, как я», которая позже, откорректированная, причиняет новую боль. Но сейчас мы имеем дело не просто с самоупреками, но с явным патологическим фактом невозможности оправдать себя.