Проект декрета о введении нового правописания
Не так давно меня обвинили в том, что я «продался немцам» и «предаю Россию», теперь обвиняют в том, что «продался кадетам» и «изменяю делу рабочего класса».
Послушайте, господа, а не слишком ли легко вы бросаете в лица друг друга все эти дрянненькие обвинения в предательстве, измене, в нравственном шатании? Ведь если верить вам — вся Россия населена людьми, которые только тем и озабочены, чтобы распродать ее, только о том и думают, чтобы предать друг друга! Поймите, обвиняя друг друга в подлостях, вы обвиняете самих себя, всю нацию.
В современных условиях русской жизни нет места для социальной революции, ибо нельзя же, по щучьему веленью, сделать социалистами 85% крестьянского населения страны, среди которого несколько десятков миллионов инородцев-кочевников. От этого безумнейшего опыта прежде всего пострадает рабочий класс Вот, я и говорю, обращаясь к рабочим, сознающим свою культурную роль в стране: политически грамотный пролетарий должен вдумчиво проверить свое отношение к правительству народных комиссаров, должен очень осторожно отнестись к их социальному творчеству.
Мне безразлично, как меня назовут за это мое мнение о «правительстве» экспериментаторов и фантазеров, но судьбы рабочего класса и России — не безразличны для меня.
И пока я могу, я буду твердить русскому пролетарию:
— Тебя ведут на гибель, тобою пользуются как материалом для бесчеловечного опыта, в глазах твоих вождей ты все еще не человек!
Наши девочки были на вечеринке в школе. По поводу нежелания Атечки вылезать из кровати (они вчера из-за их вечеринки поздно легли) целая история. Акица даже проявила нечто вроде гнева, и послышались даже обвинения в «буржуазной лени». Потом все обошлось, и моей обожаемой стало жалко дочку, хоть бранила она ее и за дело. Читать далее
Воскресное утро, пьем кофе в мастерской Леонида МихайловичаЛеонид Браиловский — архитектор, художник., где они нам рассказывают интересную, как роман, историю Ниты СведомскойДочь живописца Александра Сведомского и пианистки Анны Кутуковой. Детство провела в разъездах с родителями по России и Европе, подолгу жила в Риме. После смерти отца в 1911 приехала с матерью в Москву и, предположительно, поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1916-м ее портрет исполнил Лентулов («Портрет Ниты Сведомской»)., ее матери, ее бегстве к ним и так далее. Заходит какой-то архитектор, наводит разговор на политику.
Сейчас все время читаю о гражданской войне на Юге, и если правда хотя бы половина, — ужас охватывает, и волосы шевелятся на голове. … Ах, как это все ужасно и как это все надоело!
— Большие у нас силы? — спрашиваю. В ответ хохот.
— О силах наших говорить не приходится. Их у нас собственно и нет. Во всяком случае, в несколько раз меньше того, что мы имели в Москве. Казаков в счет брать нельзя. Они воевать не хотят и на серьезную борьбу не пойдут. И, несмотря на это, мы все гораздо спокойнее, чем были в Александровском училище, и — что знаем наверное — силы у нас появятся. К нам уже начали съезжаться со всей России. Правда, помалу, но ведь это объясняется тем, что почти никто и не знает толком о нашем существовании. Едут так, на ура. А как узнают, что во главе — генерал АлексеевНачальник штаба Верховного главнокомандующего, с 24 марта 1917 года - Верховный главнокомандующий, десятки тысяч соберутся!
Где синий свет, свой зимний воск,
Земля разбрызагала, — как ярко
Декабрь воссоздает Нивоз4-й месяц (21/23 декабря — 19/21 января) французского республиканского календаря, действовавшего с октября 1793 по 1 января 1806.
В мерцаньи синего огарка.
Подумал за стрижкой ногтей о том, что ведь, в сущности, я злая, хищная птица с острыми ногтями. Удивительное ощущение было, точно я когти себе обстригаю. Злая, хищная птица и невредная (т.е. не особенно вредная) только потому, что злость (хищность) уравновешивается трусостью. С ужасом думаю — неужели все люди такие, но только не все отдают себе в этом «отчет».
У театра во все время постановки «Позабудь про камин…» была огромная очередь. Кто-то в очереди пустил слух, что в театр пропустили несколько человек через запасный выход, и началось настоящее вавилонское столпотворение: публика ринулась в театр, разбили окна, сорвали с петель двери, топла запрудила всю улицу. Администрация театра едва не подверглась жестокому самосуду. Был вызван отряд конных драгун. С большим трудом успокоили расходившуюся публику.
Какие теперь грустные праздники! Помню письма с фронта прошлую зиму, как елку готовили — концерт, подарки старой части тоже. Да — хорошо, что заранее не знаем, что судьба нам готовит! Да, живешь в прошлом и в надежде лучших дней. Не надо так мрачно смотреть — голову наверх — бодрее всем в глаза смотреть. Никогда надежду не терять — непоколебимо верить, что пройдет этот кошмар. Не все потеряно — страна молодая, как после смертельной болезни, организм еще больше окрепнет, так и с дорогой Родиной будет. Вспомните мои слова — я так много пережила, страдала — старая в сравнении с Вами — все-таки сильнее верю и надеюсь, чем Вы.
Мои новые пациенты в крепости были настроены спокойнее, нежели монархисты, и это было понятно: солдаты охраны ненавистью к ним не пылали, пищевой режим новая власть допускала сносный, встречи с родственниками были чаще и свободней, а прогулки длительней. Вследствие этого и времяпрепровождение в бастионе было иное: например, Пальчинскийпредседатель Особого совещания по обороне Петрограда (Петроградский генерал-губернатор) коротал вынужденные досуги — плел корзины, ВышнеградскийДиректор-распорядитель Петроградского международного коммерческого банка (директор Международного банка), посаженный в Трубецкой бастион в декабре, писал там свою 4-ю симфонию в до минор для большого оркестра; БурцевПублицист, издатель упросил меня выхлопотать ему камеру рядом с камерой Белецкого и теперь с увлечением перестукивался с ним, дабы выведать все ему интересное.
По предложению Владимира ИльичаЛидер партии большевиков Совнарком поручил особой комиссии разработать основные вопросы экономической политики правительства и организовать совещание продовольственников для обсуждения практических мер борьбы с мародерством и улучшения положения трудящихся. Торопил Ильич с организацией работы Наркомпрода, который должен был заменить Министерство продовольствия; тут было особенно сильно сопротивление старого аппарата, с одной стороны, с другой — надо было пойти какими-то новыми путями, втянуть в эту работу рабочие массы, найти формы этого втягивания.
Материалистическая концепция истории — это хорошо, но так важно спасти духовность — высшую ценность цивилизации. Иногда говорят, что большевики сделали много для развития искусства, но я не мог обнаружить ничего, кроме того, что они сохранили кое-что из существовавшего ранее.
Ограждение «высоких особ» от насмешек
Большевики потребовали от администрации театра «Би-ба-бо» представления в цензуру всех идущих пьес. Требование исполнено. Представленные пьесы были тщательно просмотрены цензорами, причем места, в которых выступают ЛенинЛидер партии большевиков и ТроцкийПредседатель Петроградского совета, вычеркнуты.