Пропажа ценностей в Зимнем дворце
Около месяца тому назад была замечена пропажа из некоторых парадных комнат Зимнего дворца ценных вещей, преимущественно художественного значения. Исчезло несколько экземпляров редкой скульптуры (бронза), фарфор, терракота, камеи и т.д. Несмотря на все поиски, виновных обнаружить не удавалось, и потому под подозрение были взяты все старые служащие дворцового штата. Совершенно неожиданно на днях на следы грабителей напали в Павловском училище. При Совете р. и с. депутатов была образована особая следственная комиссия, которая и выяснила как обстановку расхищения, так и виновников.
Выяснилось, что среди павловцев образовалась шайка грабителей, которая, воспользовавшись тем, что юнкера неоднократно занимали охрану Зимнего дворца, постепенно похищала и уносила ценные вещи. Некоторая часть, правда незначительная, похищенных вещей возвращена в следственную комиссию. В их числе — 7 бронзовых статуэток работы Ф. Шопена (1867 г.). Статуэтки изображают Ермака, Владимира Мономаха, царя Федора, Василия V, Бориса Годунова и Владимира Красное Солнышко.
К этому надо еще добавить, что во время последнего обыска в Александровском рынке у скупщиков краденого были обнаружены ценные вещи и предметы художественной старины из известных хранилищ, подвергшихся, как предполагают, разграблению в провинции.
Смерть косит и жнет. Смерть топчет и стирает. Но Жизнь всегда сильнее Смерти, потому что всякое разрушение ведет лишь к новому творчеству, потому что шесть месяцев зимы, сто лютых морозов, и тысяча миллионов снежинок, и несосчитанные версты снега и льда — бессильны умертвить одно малое зернышко, которое обернется зеленым стебельком, и расцветет фейной звездочкой незабудки, и маленьким солнышком лютика, и прохладною малой луною купавы, когда непостоянное Солнце, и переменчивая Луна, и дрожащие Звезды вспомнят наконец о постоянстве и, неизменно, снова захотят играть в Весну.
Первый раз побывали в церкви Благовещения, в которой служит уже давно наш священник. Но удовольствие было испорчено для меня той дурацкой обстановкой, при которой совершалось наше шествие туда. Вдоль дорожки городского сада, где никого не было, стояли стрелки, а у самой церкви была большая толпа! Это меня глубоко извело.
Насколько все-таки православная служба чудеснее протестантской.
За последние дни произошло новое явление в воюющем мире — слово «мир» приобрело вдруг реальное значение. Пресса уверяет, что Германия готовится сделать оповещение о Бельгии, долженствующее удовлетворить англичан, а английская пресса подхватила этот слух с какой-то настойчивостью и благожелательством, до сих пор ей несвойственными.
На Бассейной в подвале клуб «Земля и Воля». Потолок низенький, а стены в красном, Мария Спиридонова сговаривается с шайкой рабочих и солдат — «левых социалистов-революционеров-интернационалистов». Маруся, страдающая душа, настоящая, как в святцах, мученица нетленная. Вокруг нее освобожденные. Особенно лезет в глаза какой-то Фишман, самодовольная морда, гордая своей плюшевой шляпой. Из района лезет он в Центральный комитет, а там 800 руб.! Солиден, деловит слесарь, тоже с немецкой фамилией Кейзер, и еще несколько подобных лиц, говорят, отлично знакомые с техникой выборов. Остальная масса бессловесная, особенно солдаты: сидят и впитывают в себя «Землю и Волю», а когда понадобится, ахнут. Так их организовано здесь сто тысяч. Читать далее
Русское государство, доведшее свое кредитное обращение с 1 650 000 рублей перед войной до 8 миллиардов рублей к моменту революции, после нее, не воюя, пришло к 18 миллиардам.
Сон Верфеля: он рассказал, что где-то в нижней Австрии, где он сейчас проживает, с ним произошел случай. Он встретил на улице человека, которого немного толкнул, после чего последний его ужасно отругал. Полностью сказанные им слова я забыл, но я знаю, что между ругательствами было сказано «Варвар» (из Мировой войны) и заканчивалось «Вы пролетарский турок». Интересное построение: «турок» — по-видимому, оскорбление еще со времен войны с турками и осады ими Вены, и к нему добавлено новое ругательство — «пролетарий». Это хорошо характеризует примитивность и отставание этого забияки, ведь ни «пролетарский», ни «турок» больше уже не являются оскорблениями.
Тот — щеголем наполовину мертвым,
А этот — нищим, по двадцатый год.
Тот говорит, а этот дышит. Тот
Был ангелом, а этот будет чертом.
Встречают-провожают поезда
И… слушают в пустынном храме,
И все глядит — внимательно — как даме —
Как женщине — в широкие глаза.
Читать далее
Дни рабочие. Сегодня вечером мы заседаем в первый раз — литературная комиссия. Батюшков разъяснил наше положение, потом мы остались втроем (Морозов, я и Пиксанов). Морозов рассказал содержание восьми пьес. Поговорили и разошлись, получив по четыре пьесы и по груде билетов в Александринский и Михайловский театры на весь сезон.
В здании Педагогического музея открылся съезд представителей национальностей, населяющих Россию и стремящихся, согласно своей политической программе, к установлению в России федеративной республики, созванный по инициативе Украинской Центральной рады. К моменту начала работы съезда прибыло от различных национальностей всего около 40 делегатов. Большинство представителей, как уверяют, находятся еще в дороге. Съезд открывает в 1.30 дня от имени Украинской Центральной рады профессор Грушевский, дающий собранию справку о причинах, вызвавших запоздалый созыв съезда.
Высокоуважаемые товарищи и дорогие гости! Видимо, неслучайно так сложилось, что Съезд народов и областей России собрался в Киеве. Киев издавна был очагом федеративной идеи. Не говоря о давних временах: уже Кирилло-Мефодиевское братство вполне серьезно поставило вопрос о федеративном устройстве России. С тех пор идея эта непрестанно жила на Украине, дожидаясь лучших времен.
Пьянство в деревне
Исполнительный комитет Крестьянского Совета обратился к Временному правительству с предложением безотлагательно издать декрет о запрещении под страхом строгой уголовной кары перегонки из хлебных продуктов спирта и так называемой ханки. Свое предложение исполнительный комитет мотивирует тревожными сведениями, получаемыми с мест, о безудержно растущем в деревнях пьянстве.
Вчера провел вечер наедине с ЯковлевымИван Яковлев — чувашский просветитель, православный миссионер, педагог, организатор народных школ, создатель нового чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист.. Наши беседы почти всегда проходят в столовой. В прошлый раз Яковлев мне подарил с подписью переведенное им на чувашский язык Евангелие. Несомненно, революция ударила и по чувашам, много развалив, испортив, осквернив из того, что делали Ильминский и Яковлев. Старик это чувствует, сознает и не любит касаться язв чувашского самосознания, происшедших от революции. Среди чувашей появились даже большевики. Усилилось отпадение от православия в магометанство (к татарам). Это искренне печалит Яковлева. Но он относится к явлению с точки зрения невозможности бороться с ним его, Яковлева, силами. Вчера он с радостью сообщил мне, что и революция не вызвала в чувашах сепаративного течения (в смысле отхода от России), тогда как среди татар и других магометанских народностей такие настроения наблюдаются, и даже в довольно сильной степени.
Мама взяла с меня слово, что я вернусь следующей весной. Когда я уезжал, Полесье стояло в сухой желтой листве и мягких туманах. Через неделю после моего отъезда неизвестная банда налетела на скит, перерыла кельи в поисках серебра, расстреляла монахов и подожгла церковь. Но церковь была сложена из окаменелых бревен и потому только обуглилась, но не сгорела.