Случай эпидемии истерического характера среди рабочих одной из фабрик Московской губернии
Вопрос о психических эпидемиях представляет интерес, как с медицинской, так и с общественной точки зрения. Массовые заболевания психического характера встречаются не только у людей, но и среди животных. В основе их лежит «стадное чувство», присущее как общественным животным, так и человеческой толпе, тем более походящей на животное стадо, чем ниже уровень ее развития. При рассмотрении вопроса о массовых психических заболеваниях нам пришлось, так сказать, по пути, встретить несколько указаний на такого рода случаи. Самым древним из них является, быть может, известный евангельский рассказ о легионе бесов, изгнанных из бесноватого и вселившихся в стадо свиней, бросившееся с крутизны в морскую пучину.
…Подобно животным, и человеческая толпа или общество тем более подвержены массовым заболеваниям, чем ближе они стоят по своему умственному уровню к животному стаду. В основе всех этих явлений лежит повышенная внушаемость, самовнушаемость и подражательность, столь характерные для толпы вообще. О психических эпидемиях упоминает уже Геродот. Плутарх говорит об эпидемии самоубийств среди милетских девушек. Но лучшей иллюстрацией к сказанному может стать средневековое европейское общество, крайнюю внушаемость которого Садис считает «последствием полного угнетения индивидуальной воли, подавления всякой инициативы индивидуума».
Этот автор приводит хронологическую таблицу, из которой видно, что различного рода психические эпидемии следовали в средние века одна за другой почти непрерывно.
Хотя несомненно, что большое число случаев психических эпидемий не попадает на страницы медицинских журналов и остается необнародованными, все же массовые заболевания психического характера встречаются далеко не редко в России и в настоящее время.
Заболевания эти носят различный характер. В Центральной России они известны преимущественно в виде кликушества, «порчи», при которых психогенным моментом является суеверие, предрассудки, религиозный фанатизм. В некоторых местностях заболевания эти настолько распространены и постоянны, что приобретают характер настоящей эпидемии, как, например, в Смоленской и Орловской губернии. Доктор Якобий указывает, что в 6 уездах последней губернии в 1893 году было более 100 кликуш.
Кроме единичных заболеваний этой формой истерии по временам наблюдаются заболевания целой группы лиц, присутствовавших на каком-либо религиозном торжестве или обряде, например, на крестном ходе, паломничестве, свадьбе. Такие случаи описаны в Московской губернии врачами Яковенко и Геника.
По временам такие заболевания принимают характер настоящих психических эпидемий, носящей большей частью религиозный характер, захватывающей значительные круги лиц и переходящей нередко в религиозную секту. (К этой же категории относятся приводимые академиком Бехтеревым эпидемии: иеговистов, последователей Воисова, китайская секта И-хе-туан.) Таковы случаи доктора Яковенко в Херсонской губернии. Эпидемия среди русских духоборов в Канаде; «малеванщина» в Киевской губернии и связанное с нею отчасти «павловское побоище» в Сумской уезде Харьковской губернии; самопогребение группы из 24 человек в Терновских хуторах, описанное проф. Сикорским. Последний случай невольно заставляет вспомнить о столь распространенных случаях самосожжения русских сектантов со второй половины 17 века до конца 18-го столетия. Сапожников считает за этот период времени 117 случаев коллективных самоубийств. Ван-Стоукин считает до 20 тыс. Самосожжений в 1675 по 1691 год и не менее 20 случаев коллективных самоубийств в 19 столетии.
На окраинах России массовые заболевания принимают несколько иную форму. На Крайнем Севере, по берегам Пенеги и Северной Двины и на востоке у киргизов «выкликанье» кликуш переходит в икоту; по словам Максимова, четвертая часть женского населения этой местности — «икотицы». («В Кетском поморье болезнь является под новой формой, которая несколько слабее, и под новым названием — “стрелы”, “щипота”». Максимов, «Год на севере».)
…Самая картина возникновения эпидемии представляется нам в следующем виде:
10 июня 1915 года две работницы были доставлены из фабричного корпуса в фабричную же больницу в бессознательном состоянии. По рассказам других работниц той же самой смены, они видели заболевших заснувшими в отхожем месте, но не хотели их беспокоить. Когда же на их отсутствие было обращено внимание, они оказались в бесчувственном состоянии. Установить точно продолжительность их пребывания в отхожем месте не оказалось возможным. По словам фабричных врачей, основывавшихся на показаниях других работниц, они пробыли там «долго» (40 мин. — 2 часа).
По доставлении в больницу их долгое время не удавалось привести в чувство; пульс был малым и слабым, дыханье слабое. Больным делали подкожные инъекции камфоры, клизмы и даже вдыхание кислорода.
Одна из заболевших пришла в сознание при надавливании врачом области яичника. Затем бессознательное состояние повторялось. По словам врача, принимавшего этих первых больных, от обеих был слышен сильный запах аммиака. При осматривании же врачом в последующие дни отхожих мест при фабричном помещении, там был очень сильный запах.
На следующий день, 11-го, заболевших три: из них две обращались к врачу по поводу тошноты и головокружения, одна женщина доставлена в больницу в обморочном состоянии.
12-го было три заболевших женщины: две жаловались на сильное головокружение и общую слабость; одна доставлена в бессознательном состоянии; из них в больницу положено две женщины.
13-го июня. Заболевших 48, в том числе двое мужчин. Почти у всех обморочное состояние. В больницу положено четверо: 3 женщины и 1 мужчина.
14 июня. 4 заболевших (по случаю воскресенья работ на фабрике на было). Больничных случаев не было.
15 июня. 46 первично заболевших и 14 повторных: все с головокружением. Три женщины положены в больницу.
Среди заболевших с 13 по 16 июня — 10 мужчин.
16 июня. 67 первичных заболевших и 59 повторных.
17 июня. 42 первичных случая и 38 повторных.
…На столе у фельшерицы несколько пузырьков с нашатырным спиртом и раствором валериановых капель. (Ввиду большого количества выдаваемых приемов капель каждый раз выдавать Tr. valer. оказалось затруднительным, и пришлось приготовить раствор ее, который прямо наливается в градуированную мензурку.) Тут же заготовленные ватные шарики, которые смачиваются нашатырным спиртом для нюханья.
Я попала как раз во время смены рабочих в 4 часа дня. Фельдшерица отлучилась, а в комнату беспрестанно заходили работницы с просьбой «выпить» или «понюхать». В день моего посещения до 4 часов дня приходили понюхать 140, выпить — 35 человек.
По возвращении фельдшерицы почти без перерывов приходили рабочие: пришел пожилой мужчина, просил дать понюхать и налить ему побольше на ватку, так как он дает еще и другому. На вопрос, что он именно чувствует, для чего ему надо понюхать, отвечает неопределенно: «В носе точит». При этом, заговорившись, забыл о смоченной нашатырным спиртом вате, так что фельшерица ему напомнила, что спирт выдыхается, чтобы он нюхал.
Пришла женщина лет 28 в последнем периоде беременности, принесла пузырек грамм на 100 с просьбой налить нашатырного спирта. Объясняет, что к ней обращаются все другие работницы и она дает им нюхать. Говорит, что сейчас не может без нюханья и работать. На мой вопрос, как же раньше работали и обходились без нюханья, что же именно случилось, что чувствует она сама и другие, отвечает также неопределенно: «Раньше работала, а теперь вот не могу». Вид бодрый, даже веселый. Охотно разговаривает с фельдшерицей. По словам последней, одни из рабочих смотрят на нюханье и пр. как на средство профилактическое: заходят выпить или понюхать, идя на работу; другие приходят после работы или во время нее. Одна из пришедших на вопрос фельдшерицы, что с ней, ответила: «Говорят, у вас тут дают выпивку, дайте и мне».
Характерно и то, что некоторые рабочие считают заболевание заразительным: один рабочий привел свою сестру, которая чувствовала себя дурно и принуждена была пролежать некоторое время в дежурной; вслед за этим пришел он сам и попросил дать ему выпить, видимо, опасаясь заразиться от сестры.
Посещения приемного покоя зарегистрированы, к сожалению, не с 1-го дня его функционирования; мы имеем данные лишь с 17-го июня, причем здесь отмечены 2 рубрики: «выпить» (tr. valer), «понюхать» (Ammon.liq).
17-го приходили нюхать 446, выпить 74.
18-го приходили нюхать 323, выпить 137.
19-го приходили нюхать 150, выпить 44.
…Желание выяснить вопрос о причинах и способах возникновения и распространения эпидемии привело к необходимости ознакомиться с общими условиями работы и домашней обстановки рабочих. С этой целью мною были осмотрены фабрика во время работы и жилые помещения рабочих.
Передаю здесь свои личные впечатления. Чтобы получить разрешение осмотреть фабрику, мы зашли с фабричным врачом в контору. Директор, энергичный, бодрый человек, которому нельзя дать по внешнему виду его 65 лет, принял меня очень любезно, охотно предложил осмотреть фабрику: «Пожалуйста, чем больше будут видеть, тем лучше». После первого же представления нас друг другу вынул из кармана свой паспорт с английским государственным гербом и со словами: «И вот во всем виноват директор» показал на свою забинтованную голову. (Во время одного из объяснений директора с рабочими по поводу заболеваний (на второй день) из задних рядов кем-то была в него брошена гирька, которой и была нанесена ему в правую височную область рассеченная рана, проникающая до кости.) По-русски говорит с сильным иностранным акцентом. На фабрике служит 19 лет. Вся фабричная администрация также англичане.
В фабричных помещениях на меня как на человека непривычного подавляющее впечатление произвели сильный шум машин и непрерывное движение и мелькание в глазах их частей.
…Зависимость психических эпидемий от уровня культуры в стране с несомненностью доказывается тем, что, составляя частное явление в прежние времена по мере роста цивилизации, случаи эти отходили в область преданий в западноевропейских государствах, представляя в наше время нечто исключительное; тогда как в нашем отечестве, с более низкой степенью развития населения, массовые заболевания встречаются значительно чаще и в настоящее время.
В сущности, современные нам народные массы по своим верованиям и культурному уровню стоят нисколько не выше таковых средневековой Европы. Мы видим ту же веру в бесоодержимость, колдунов, ведьм и порчу людей. Русские кликуши, выкликающие имя испортившего их лица, ничем не отличаются от средневековых монахинь, показывавших, что их испортил их духовник. И не только в 1879 году эпидемия кликушества в Тихвинском уезде Новгородской губернии окончилась сожжением односельчанами солдатки Игнатьевой, заподозренной ими в порче заболевших, но и в ближайшее к нам время, а именно в 1894 году, в случае, описанном Яковенко, не только взволнованные крестьяне хотели избить мнимую колдунью, но ее побил и урядник, олицетворявший местную административную власть; земский врач принужден был оставить ее в больнице не столько для лечения от побоев, как для охраны ее от агрессивных действий возбужденной толпы. В случае 1898 года доктор Геника также говорит о попытке «истребления колдуна» толпой под предводительством старосты. Как видно из этих примеров, и способ расправы весьма напоминает средневековый, так же как и лечение «порченых»; в упомянутом случае д-ра Геника приглашенный священник читал молитвы, а затем «отчитывал» заболевших отставной солдат, надевавший на шею их хомуты.
Наконец, еврейские погромы, имевшие место в Западной Европе в 14 столетии (1348 год), к нашему позору, начиная с Кишеневского погрома 1903 года, приобрели характер настоящей психической эпидемии, особенно обострившейся в 1905 году в связи с общим возбуждением, охватившим все слои населения, и прокатившейся кровавой волной по всей России.
Установление причины интересующего нас явления ведет нас тем самым и к указанию средств борьбы с ним.
Изменение социально-политического режима с представлением народу широких политических прав и самоуправления приведет к улучшению экономического положения населения.
Участие всех правоспособных граждан в создании нового правового порядка и строительстве обновленной государственной жизни страны, открывая новые пути для самодеятельности и проявления индивидуальности личности, ослабит тем самым предрасположение к внушаемости, лежащей, как известно, в основе психических эпидемий.
Сегодня празднуют рабочие свой праздник. По новому стилю это совпадает с 1 мая. В городе были манифестации. Это празднуют 1-й раз свободно в России. Погода сырая и снежная. Я ходил в лес.
Праздник революции, и мы на Красной Площади.
За границей сегодня 1-е мая, поэтому наши болваны решили отпраздновать этот день шествиями по улицам с хорами музыки и красными флагами. Очевидно, они вошли к нам в парк и принесли венки на могилу!
По православному календарю сегодня 18 апреля, но Совет решил фиктивно согласоваться с западным стилем, чтобы быть в гармонии с пролетариатом всех стран и проявить международную солидарность рабочего класса, несмотря на войну и иллюзии буржуазии. Несколько дней уже подготовляется колоссальная манифестация на Марсовом поле. Погода не благоприятствует. Серое небо, резкий, пронзительный ветер. Нева, начавшая было таять, снова сковала свои льдины. Читать далее
Через головы хищников капитала, через головы их грабительских правительств протянем руку рабочим всех стран, провозгласив:
Да здравствует Первое мая!
Да здравствует братство народов!
Да здравствует социалистическая революция!
После премьеры Русского балета некоторые люди написали мне, спрашивая, что значит красный флаг в конце «Жар-птицы». В сегодняшней России красный флаг является эмблемой тех, кто считает, что благоденствие всего мира зависит от свободы его народов, достигнутой лишь благодаря победоносной борьбе.
Майский день
Глаза в глаза, рука с рукой
Впервые этот май отметим.
Вперед, товарищ трудовой!
Подумай сам, ведь день какой
Мы отмечаем маем этим!
Читать далее
Сегодня — первое мая. А завтра… 19 апреля. Неужели завтра снова отбросят нас назад от всего цивилизованного мира на целых две недели. Читать далее
Ехать так, как я сейчас еду, — в первый день Интернационала, в год близкого голода, через полтора месяца (после) падения самодержавия. Да я бы на их месте выгнал всех нас и повесил. Международный вагон, I класс, в купе четверо (французский инженер, русский инженер, кто-то и я)! Я провалялся до 11-го часа. Солнце, снег временами. Читать далее
Не женщина дарит мужчине ребенка, а мужчина — женщине. Отсюда возмущение женщины, когда у нее хотят отнять ребенка (подарок),— и вечная, бесконечная — за ребенка — благодарность. Читать далее
Временным правительством издано постановление, воспрещающее под угрозой заключения в тюрьме на срок от 3-х до 4-х месяцев или ареста на время от 3-х недель до 3-х месяцев, а сверх того денежного взыскания до 1000 руб., перепродажу железнодорожных билетов и плацкарт.
В Харькове я взял мой маленький чемоданчик и выпрыгнул из вагона, попав без малого прямо в объятья Полины. Совпадение: она ни одной моей телеграммы не получила, но провожала подругу и как раз сажала ее в мой вагон. После серии восклицаний и удивлений, мы отправились по улицам города. По новому стилю праздновалось 1 Мая, нигде не работали, извозчиков не было, трамваи не ходили, улица, залитая ярким солнцем, была запружена народом, шли процессии с красными флагами, среди которых мелькали голубые еврейские и черные анархические. Мы побывали за городом, где тепло и зелено, и лишь к шести часам попали в ресторан обедать.
Погода ужасающая, холод, метель. Сегодня празднуют 1 мая — заодно со всеми социалистами мира. В Петербурге были манифестации и, кажется, беспорядки; здесь тоже, но слабее: нас не потревожили. Пацифистское движение, руководимое ЛенинымЛидер партии большевиков, не прекращается, несмотря на порицания и насмешки газет. Большая опасность для армий и для предстоящих боев. Положение дорог мешает возобновить военные действия. Боятся высадки в Кронштадте или Финляндии. Избави Боже!
Мы слышим гром музыки и видим, как вдоль ограды парка проходят длинные шествия манифестантов.
Сегодня ГосударьРоссийский император вернул мне Journal des DebatsJournal des Débats Politiques et Littéraires ( в переводе — «Газета политических и литературных дебатов») — влиятельная французская консервативная газета., в котором говорится об его отречении. Он мне сказал, что Императрица и он с удовольствием прочли статью, в которой стараются быть справедливыми по отношению к нему и тон которой так сильно расходится с тоном английских газет.