Искусство театра осталось сзади, далеко от искусства литературы, живописи, музыки. Живопись через кубизм, футуризм пришла к цвету, супрематизму, литература поэзии — к букве, музыка — к звуку как таковому. Искусство театра осталось возле сиреневого куста и любовной кровати, в вишневых садах, среди кустов осенних садов, со скрипками, синими птицами, застыло в юбке любви, печали, тоски, смерти, ужаса и сплетни. Всю дребедень украшает блестками своей характерной субъективной способностью игры.
Повторить успешный спектакль, выдержавший 100 постановок, все равно что вырезать себе язык, вырвать нервную систему и заменить паклями или часами с кукушкой. Артист, повторяющий «успешный спектакль», превращается в трафарет. Артисты Художественного театра — трафареты безжизненные. Как сам театр, так и артисты давно уже умерли, и лишь первая иллюзия держится в толпе, и трупы их еще до сих пор кажутся живыми. Нет ему спасения. Напрасны поиски Синей птицы, им не найти выхода, сколько бы ни искали в толстых книгах достоевских и других. Им нужно найти улетевшую жизнь духа, который умер от успешных спектаклей.
Много пережито за эти три месяца. Важные исторические события произошли, их не вычеркнешь. Мы, русские, вернее большевики, мы творим историю, мы пробиваем путь для мирового пролетариата. И от этого на сердце все время подъемно и радостно. Ходишь как бы влюбленная в нашу партию и ее борьбу.
Вчера в цирке Чинизелли состоялся устроенный большевиками митинг протеста против войны и дороговизны. Все места в цирке к часу дня были заняты. Преобладали рабочие, и только очень немного явилось на митинг солдат. Выступали на митинге главным образом большевики. В своей речи известная г-жа Коллонтайбольшевичка по обыкновению призывала аудиторию к гражданской войне: «Необходимо направить дуло орудий и ружей не против неприятельских солдат, страдающих не меньше нашего, а против ненавистных капиталистов и буржуев».
Я просидел в Лондоне две недели и сегодня еду дальше. В Лондоне я не потерял времени даром. Видел много поэтов, художников, эссеистов; дал интервьюеру одной литературной газеты (еженедельной) общий мой взгляд на современную поэзию, пришел на помощь одному переводчику в составлении антологии современных русских поэтов. В этом я очень просил бы и твоей помощи. Переводчику необходимо знакомиться с поэзией последних лет, чтобы написать вступленье, и, может быть, ты бы мог выслать нужные книги. Подробности относительно пересылки и денег тебе напишет Анреп. Читать далее
Я был принят в Мариинском дворце на заседании правительства. Я сделал доклад, изложил в деталях все то, что у меня было, и говорил, уже не стесняясь, резко, что все это я предвидел и обо всем заранее предупреждал, что я не могу рассматривать деятельность правительства иначе, как ведущую к разрушению нашей вооруженной силы. Читать далее
Развитие нашей революции вступило в полосу кризиса. Новый этап революции, врывающейся во все сферы хозяйственной жизни и революционизирующей их снизу доверху, подымает на ноги все силы старого и нового мира. Война и связанная с ней разруха обостряют классовые противоречия до последних пределов. Политика соглашений с буржуазией, политика лавирования между революцией и контрреволюцией становится явно несостоятельной. Временное правительство определенно становится на путь неприкрытой контрреволюции. Долг революционеров — теснее сплотиться и двигать вперед революцию.
Расточитель
Измотал я безумное тело,
Расточитель дарованных благ,
И стою у ночного предела,
Изнурен, беззащитен и наг.
Читать далее
ЛенинЛидер партии большевиков — это в наших глазах творимая легенда. Ленин — это, конечно, самое любопытное, что есть сейчас в Петрограде. Люди, приезжающие на съезды, интересуются «посмотреть Ленина». Писателя. Ученого. Теоретика. Энтузиаста. Пророка новой жизни. Послушать. И слышать одно:
— Захватывай! Читать далее
Революционные силы — суть струи артезианских источников: сначала источник бьет грязью, и косность земная взлетает сначала в струе, но струя очищается; революционное очищение — организация хаоса в гибкость движения новорождаемых форм. Первый миг революции — образование паров, а второй — их сгущение в гибкую и текучую форму: то облако; облако в движении есть все что угодно: великан, город, башня, в нем господствует метаморфоза, на нем появляется краска, оно гласит громом; громовые гласы в немом и бесформенном паре есть чудо рождения жизни из недр революции.
Мечтаю уехать к АкицеЖена Александра Бенуа — Анна Бенуа. (она завтра должна сюда прибыть за мной) в деревню и забыть на время всю эту ерунду. Читаю на ночь небольшие повести Тургенева. Приятно, хотя в чем-то «старомодное». Кажется, что писано не в 1860-х, а в 1830-х годах.
Постановлением Временного правительства выпускаются в обращение государственные кредитные билеты 1000-рублевого достоинства. Согласно описанию, кредитные билеты 1000-рублевого достоинства образца 1917 года имеют длину 213 миллиметров и ширину — 132 миллиметра. На лицевой стороне билета, отпечатанного на белой бумаге с водяным, образующим определенный узор знаком, вверху находится круглая заглавная надпись темно-коричневого цвета, размещенная в трех строках: «Государственный кредитный билет. 1000 рублей».
Съезд покончил с общеполитическими вопросами и разбился на секции для подготовки национальной, аграрной, рабочей, продовольственной, военной и прочих резолюций. Я совершенно не участвовал в этой органической работе и только заглядывал по временам в ту или другую секцию. Я не обнаруживал там ровно ничего интересного. Вся эта работа не имела ни практического, ни теоретического значения и могла занять только любителей словесности. Бог с ней!..
По инициативе членов Всероссийского съезда предполагается 1 июля устроить манифестацию, для того чтобы показать силу революционной демократии в противовес съездам помещиков, капиталистов и др. Причем желательно, чтобы эта демонстрация показала не расстройство и разъединение наших сил, а единство и нашу мощь, и потому нужно устроить общую демонстрацию, а не отдельных групп и партий. Читать далее