Можно сказать, что основным принципом всей сценической постановки было желание во что бы то ни стало избежать задержек при перестановке декораций. И задача эта практически была разрешена применением двойной шекспировской сцены, наличие принципов которой мы без всякого сомнения встречаем в этом спектакле.
На всех представлениях «Маскарада» всего интереснее было поведение зрительного зала, того четвертого элемента, без которого немыслим театр. Здесь, именно здесь решался бой, ибо на сцене силы противников были далеко не равны. Результаты боя известны. Обе партии, разойдясь непримиренными, сыграли вничью. Общий вывод: условный театр существует, но покамест нет актеров, могущих принять участие в его спектаклях.
Чрезвычайно удачно, на наш взгляд, были поставлены режиссером картины первая и седьмая. Здесь простота мизансцены соединялась с необыкновенной четкостью сценического рисунка. Круглый большой стол, освещенный сверху, а около него разместились фигуры игроков. Вот и все. Отдельные перемещения театральных персонажей за столом сообщали всей картине особую силу движения, и все это соответствовало театральной схеме игорного дома.
Из последующих отдельных сценических положений в этом спектакле следует отметить: Пьеро в традиционном голубом костюме Peppe-Nappa срывает браслет у Нины (2-я картина), Арбенин приносит мороженое Нине (8-я картина) и смерть Нины (9-а картина). Большая заслуга режиссера и художника – в том, что они избежали дешевого театрального символизма и неуместного подчеркивания и внесли радостное начало в сценическое изображение смерти.
Весьма примечателен костюм Неизвестного в сцене маскарада. Черный плащ, отделанный серебром, и белая маска с птичьим клювом, баута, излюбленный костюм карнавала последних дней святейшей венецианской республики. Это – действительно тот маскарадный костюм, в который может быть наряжен только такой значительный театральный персонаж, как Неизвестный.
Самый острый вопрос этого спектакля – вопрос об уровне артистического исполнения. Большинство исполнителей не смогло выполнить тех заданий, которые им предложил режиссер и художник. При постановке "Маскарада", как нигде, обнаружились многочисленные недостатки нашей театральной школы, строящей свое благополучие на отсутствии сценического рисунка и на подчинении артистических индивидуальностей законам психологической мотивации.
Вопросы метрики и ритмики стиха оказались чуждыми большинству служителей Мельпомены нашего академического театра. Не различая цезуры, они усиленно подчеркивали рифмы, очевидно считая, что это то и составляет единственное отличие стиха от прозы. В этом сказалась, как нам кажется, отличительная черта российского актера, всегда относившегося с глубочайшим презрением к малейшему намеку на форму. Правильной читке стиха на спектакле «Маскарада» было противопоставлено нелепое чередование то повышения, то понижения голоса.
Был дан приказ: «Разгонять толпу, не стреляя!».
Сегодня говорят о серьёзных беспорядках со стрельбой, но газеты пока молчат. Сижу за скрипичным концертом дома, на улицу почти не выхожу. Был недавно в магазине и здесь всё было мирно, и я даже счёл слухи о стрельбе клеветой. Но трамваев на улицах вообще нет.
Я даже рискнула поехать в Александринский театр на бенефис Юрьева, давали «Маскарад» Лермонтова в постановке МейерхольдаДраматический и оперный режиссер, создатель нового направления в русском театральном искусстве. Улицы были спокойны, и я проехала туда и назад благополучно.
Я шел на «Маскарад» с далекой петербургской окраины. Недалеко от Троицкого моста посередине улицы лежал с разбитыми стеклами и погнутыми колесами трамвайный вагон. Днем по этой же улице двигались массы народа, требуя «хлеба» — и только ли хлеба? Еще вечером раздавались одиночные выстрелы. На улицах пусто. Царь-голод не вмешался еще в маскарад. Читать далее
Кажется, в России наступает голод.
Сейчас, когда по адресу русского крестьянина и русского помещика раздаются упреки в недостатке патриотизма и в стремлении придерживать хлеб, не следовало бы глубже задуматься над психологией производителя сельскохозяйственных продуктов. Трудами его рук питается вся страна. Но сделано ли что-нибудь для того, чтобы создать крестьянину уверенность в том, что его хозяйство не лишится завтра и без того скудных рабочих рук? Читать далее
Бесценное, любимое сокровище! Стачки и беспорядки в городе более чем вызывающи. Это хулиганское движение, мальчишки и девчонки бегают и кричат, что у них нет хлеба просто для того, чтобы создать возбуждение, и рабочие, которые мешают другим работать. Если бы погода была очень холодная, они все, вероятно, сидели бы по домам. Но это все пройдет и успокоится, если только Дума будет хорошо вести себя. Читать далее
Доношу, что вследствие недостатка хлеба на многих заводах возникла забастовка. Бастовало около 200 тысяч рабочих, которые насильственно снимали работавших. Движение трамвая рабочими было прекращено. В средине дня часть рабочих прорвалась к Невскому, откуда была разогнана. Насильственные действия выразились разбитием стекол в нескольких лавках и трамваях. Оружие войсками не употреблялось, четыре чина полиции получили неопасные поранения. Читать далее
На Невском, как и в 1905 году. Трамваи остановились, где-то в районе Ямской улицы все еще ходит конка, старая, темная, настоящая прежняя конка. Никто ее раньше при трамваях не видел, а теперь с удивлением смотрят: конка ходит! Читать далее
Встал поздно. Доклад продолжался полтора часа. В 2½ заехал в монастырь и приложился к иконе Божией матери. Сделал прогулку по шоссе на Оршу. В 6 ч. пошёл ко всенощной. Весь вечер занимался.
Получил от ПротопоповаМинистр внутренних дел, националист-консерватор телеграмму с извещением, что в городе беспорядки, но все клонится к их подавлению. Доложив эту телеграмму государю, я вторично стал просить его ускорить отъезд. Но государь продолжал настаивать на своем отъезде во вторник, добавив, что я на этот день могу сделать соответствующие распоряжения к отбытию со Ставки.
Сегодня утром звонил Гессену, не надо ли статью. Тот говорит, что вряд ли газеты завтра выйдут. Забастовка распространяется. Явился дворник: «Пристав велел сказать, чтоб на улицу не выходили, будут стрелять». С Выборгской стороны по Литейной идут к центру, группами, рабочие. Читать далее